Отдавать Богу самое лучшее
7 марта в библиотеке Скорбященской женской обители состоялось занятие по русской словесности для участников подросткового православного клуба «Латерна». Оно было посвящено первой русской рукописной книге «Остромирово Евангелие» и приурочено к Дню православной книги, который отмечается в нашей стране 14 марта.
«В этой драгоценной рукописи мы обладаем величайшим сокровищем:
как в смысле древности, так и в смысле внешней красоты памятника:
это замечательный образец письменного искусства наших предков.
Никому из славян, кроме нас, русских, не выпало на долю счастье
сохранить подобный памятник от своей рукописной старины»
Историк русской словесности Н.П. Полевой (1900 г.)
Занятие об Остромировом Евангелии – это не просто рассказ об истории его создания, сохранения и реставрации. С этим материалом любой человек может познакомиться в интернете, и нет смысла приходить в библиотеку в воскресный день. Прежде всего, занятие по русской словесности – это РАЗГОВОР О СМЫСЛАХ. Так, по мнению библиотекаря монастыря В. А. Чемезовой, можно определить содержание занятия, посвященного первой датированной русской рукописной книге – Евангелию, заказанному диакону Григорию в 1056 году Новгородским посадником Остромиром, в крещении Иосифом.
В монастыре мы можем не просто рассказать об Остромировом Евангелии, а прикоснуться к его копии – факсимильному воспроизведению древнейшей книги, сделанному к 1000-летию Крещения Руси – в 1988 году. Несколько лет назад это издание преподнес в дар Скорбященской обители игумен Казанского монастыря Алексий (Орлов), ныне епископ Нижнетагильский и Невьянский.
Вера Александровна рассказала ребятам о том, как сохранялось Остромирово Евангелие – жемчужина средневековой книжности – во время Великой Отечественной войны. Об этом невозможно прочитать в интернете. С какими предосторожностями отправлялся чемоданчик с книгой в эвакуацию из блокадного Ленинграда, а в 1944 году обратно, поведала много лет назад автору урока библиограф Российской национальной библиотеки Лидия Федоровна Капралова. Этот почитатель «живых книг» сожалеет о том, что они стали объектом оцифровывания. Не исключение и Остромирово Евангелие. Да, можно «на просторах интернета» перевернуть страницы этой книги, но взять ее в руки, полистать, рассмотреть немного пострадавшие от времени листы пергамента, великолепные рисунки и уникальные буквицы, прочитать «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога» (Ин. 1, 1–2), написанное уставным шрифтом, и при этом испытать гордость за свой народ – это большое удовольствие!
Занятие с подростками о Священной Книге XI века – это РАЗГОВОР О ДАРЕ И БЛАГОДАРНОСТИ. Даре царям от подданных и от царей всему народу, даре московского купечества Богу и своему Отечеству, Даре Господа всем нам.
Это РАЗГОВОР О ЦЕННОСТЯХ И АНТИЦЕННОСТЯХ. Выпускники Воскресной школы «Светочъ» разбирались во многих проблемах, в том числе отвечали на вопрос: Почему богоборческая советская власть спасла Остромирово Евангелие? Ведь мы знаем много примеров продажи церковных ценностей за границу. Не все еще погибло, если есть понимание важности сохранения этого источника. И, наоборот, жажда золота, ослепление земными благами погубила водопроводчика, похитившего в 1932 году из библиотеки Остромирово Евангелие ради драгоценных камней на переплёте-окладе.
Митрополит Иларион (Алфеев), которому удалось в РНБ прикоснуться к подлиннику, к его 294-м святым листам, говорил:
«Труд этот производит очень сильное впечатление… Я, как священнослужитель, знаю силу Евангелия не только как книги для чтения, но и как объекта Богослужебного поклонения… Мы воспринимаем Остромирово Евангелие как святыню… Когда видишь перед собой эти страницы, представляешь себе дьякона, который сидел месяцами, днями, часами, переписывал Евангелие. И не просто переписывал, он думал, читал, молился, вникал в смысл, в эти слова. Так наши предки учились. Мы сейчас так не учимся. Мы перегружены информацией, вокруг нас много слов, которые мы получаем через средства массовой информации. Слово обесценилось, обесценились книги, которые без всякого внимания люди у себя хранят. Когда ты видишь вот такой труд, понимаешь, сколько в него было вложено сил, усердия и молитвы, то ты понимаешь и цену книги, и цену слова. Слово, которое отразилось на этих страницах, бессмертно».
В центре библиотечного урока – человек, написавший:
«Слава Тебе, Господи, Царь Небесный, что сподобил меня написать Евангелие сие… Я, Григорий диакон, написал Евангелие, и если кто лучше сего напишет, то пусть не зазирает меня, грешника… Молю же всех почитающих, не проклинайте, но исправив, прочитайте, что и святой апостол Павел говорит: «Благословите, а не проклинайте»».
Имя этого человека вошло в историю. А что останется от нас? Если мы будем отдавать Богу самое лучшее…
Надеемся увидеть на следующих занятиях по русской словесности больше ребят, сопричастных христианскому культурному наследию.