От часовни до храма
С августа 2017 г. в п. Кирпичном силами сестер и прихожан Скорбященского женского монастыря, а также их добровольных помощников ведутся строительные работы в будущем храме новомучеников и исповедников Российских. Летопись Выйско-Никольского храма (1845–1913 гг.) содержит сведения о другом строительстве.
Церковные летописи – исторические документы, свидетельствующие о высокой духовной культуре наших предков. В летописи отражались сведения об истории создания храма, о его святынях, о священнослужителях и их миссионерском и просветительском служении, о церковно-приходской школе и богадельне, о хозяйственной деятельности старосты и приходского совета, о почетных прихожанах и жертвователях, о событиях церковной жизни. Также в летописях содержится информация о климате и погоде, необычных природных явлениях, урожайности и ценах на хлеб и многом другом. Далеко не в каждом Божьем храме или монастыре велись летописи. В Нижнетагильском заводе в XIX – начале XX вв. существовали летописи двух храмов: Введенского и Выйско-Никольского – усыпальницы господ Демидовых (по крайней мере, остальные до нашего времени не сохранились). Из последней можно узнать об истории строительства Пантелеимоновской часовни.
Первоначально при открытии Выйско-Никольского прихода, а храм строился на средства потомков Николая Никитича Демидова – Павла и Анатолия – с 1835 по 1845 гг., кладбище для выйских прихожан было то же, что и для прихожан Входо-Иерусалимской и Введенской церквей Нижнетагильского завода. Но впоследствии для Выйского прихода было отведено кладбище по Кушвинскому тракту, на северной стороне Выйского завода. В северо-восточной стороне от него находилось упраздненное, заброшенное древнее раскольническое кладбище.
В 1848 г. кладбище Выйского прихода было обнесено прочным заплотом и на нем устроена изба для сторожа. На кладбище было пять усыпальниц, но, как свидетельствует летопись, «замечательных лиц на Выйском кладбище погребенных нет, нет и хороших памятников… Более известные лица в прошлое время погребались в церковной ограде, где [до начала 1930-х гг.] сохранились памятники над могилами, например, бывшего директора Выйского училища Рябова, управителя Выйского завода Е.Ф. Швецова, о. Павла Яковлевича Чиркова и др. лиц».
Выйско-Никольский собор — усыпальница господ Демидовых
В начале ХХ в. были приняты меры к устройству на кладбище каменной часовни, где верующие могли бы помолиться за упокой души своих близких. Прихожанин Иван Андреевич Котюков пожертвовал капитал 500 рублей специально для строительства часовни во имя великомученика и целителя Пантелеимона. Также был установлен специальный кружечный сбор. Пожалуй, впервые за всю историю Выйско-Никольского храма прихожан объединило общее дело и любовь к памяти почивших сродников, ведь в течение десятилетий, как сообщает летопись, «прихожане на всякую просьбу о помощи храму привыкли отвечать отказом, мотивируя его тем, что «церковь Демидовская»». И, действительно, строительство и содержание Выйско-Никольского храма (оплата труда причта, певчих, отопления, ремонта) велось на средства заводовладельцев Демидовых.
В феврале 1910 г. причт и прихожане возбудили ходатайство о разрешении на строительство каменной часовни. 25 июня был получен ее план, 28 мая рассмотренный и одобренный под № 215 строительным комитетом Пермского Губернского Правления, а от Екатеринбургской Духовной Консистории прибыл указ за № 7598 с разрешением строительства на специально пожертвованные деньги. На собрании прихожан был избран строительный комитет.
8 сентября 1910 г., в попразднство Рождества Пресвятой Богородицы, была совершена закладка часовни, в которой принимали участие два священника Выйско-Никольского собора Александр Хохлов и Феодор Смирнов, а также священник единоверческой Казанской церкви Николай Кокшарский. На освящении о. Александр сказал поучение, главная мысль которого заключалась в призыве прихожан принять участие в постройке часовни ради любви к умершим братьям и сестрам и в напоминании, что это первая общая работа всего прихода ради славы Божией, ибо Выйские прихожане за все время существования прихода ничего еще не создавали на свои средства. Народу было очень много, т. к. заранее было выпущено объявление о событии закладки первого камня часовни и с воззванием о пожертвовании средств на стройку.
Весной 1911 г. началась кладка стен и другие работы в часовне на кладбище под наблюдением опытного в строительном деле церковного старосты И.Е. Белых. В июле от живописца Парилова были получены заказанные зимой иконы. Первую стоимостью 125 рублей, писаную на стекле, икону Воскресения Христова предполагалось поставить в среднем сквозном без решеток окне, а две др., писаные на дереве, – Святителя Николая Чудотворца и святого великомученика и целителя Пантелеимона – на стенах справа и слева от окна.
В продолжение лета кладка стен часовни и остальные работы были закончены. Осенью предполагалось делать освещение, но из-за рано наступивших холодов было решено отложить эти работы до наступления тепла – весенних дней будущего года.
28 июля 1912 г. было совершено освящение Пантелеимоновской часовни. В этот день в Выйско-Никольском соборе была отслужена Божественная Литургия, а после нее с крестным ходом причт и народ Божий шестовал на кладбище «под малиновый звон колоколов. Солнце ярко светило с неба, лучи его играли весело на хоругвях, ризах икон и священнических облачениях» — сообщает летопись. На месте был отслужен общий молебен святым с водосвятием и акафистом святому великомученику и целителю Пантелеимону.
В ознаменование сооружения на кладбище часовни, начиная с 1913 г., 27 июля (по новому стилю 9 августа), в день памяти святого целителя, совершался посвященный его имени крестный ход. В нем участвовали два прихода: православный Выйско-Никольский и единоверческий Казанский. В часовне совершался молебен с акафистом и панихида по прежде почившим отцам и братиям, покоящимся на приходском кладбище.
Традиция эта прервалась в советскую эпоху – в 1928 г., поскольку повсеместно крестные ходы были запрещены. Вскоре Пантелеимоновскую часовню закрыли, и в ней была размещена закусочная для рабочих, а в 1950-е гг. часовня была разрушена.
Сегодня святость этого места, об истории которого мы писали на нашем сайте http://ntobitel.cerkov.ru/2016/02/27/iz-proshlogo-v-budushhee/, восстанавливается. 6 февраля 2016 г., в день памяти новомучеников и исповедников Российских, состоялся первый молебен в здании бывшего клуба кирпичного завода по ул. Краснознаменная, 57. В будущем храме, который располагается неподалеку от того места, где когда-то стояла Пантелеимоновская часовня, силами добровольцев уже ведутся строительные работы. Как и сто лет назад, Господь ждет нашего произволения и совместных усилий. Кто-то может помочь новому храму молитвой, кто-то материальными средствами, кто-то своим трудом.
Так будет выглядеть храм новомучеников и исповедников Российских в п. Кирпичный
Источники:
Церковная летопись Выйско-Никольской церкви Верхотурского уезда Екатеринбургской епархии за 1845–1913 гг. ГАСО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 54. Л. 3об., 21–22.
В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря
Адрес прихода: пос. Кирпичный, ул. Краснознаменная, 57 (рядом с ОАО «Строительная керамика» — Нижнетагильский кирпичный завод)
Транспорт: от кинотеатра «Урал» маршруты № 4, 6; от автовокзала в направлении п. Лая, п. Горноуральский
Пешком: от кинотеатра «Урал» 20-25 минут
Скорбященский женский монастырь