Особенные люди
В минувшее воскресенье, 26 января, в кинотеатре «Красногвардеец» прошел просмотр фильма режиссера Оливье Накаш (Olivier Nakache) «Особенные», премьера которого состоялась в России 16 января 2020 года. А 27 января, по традиции, в читальном зале Филиала Городской библиотеки № 15 прошло обсуждение просмотренного фильма.
Фильм двух французских режиссеров Оливье Накаша и Эрика Толедано «Особенные» никого из наших зрителей не оставил равнодушным. У многих на глазах были слезы. Фильм грустный, местами тяжёлый, но вызывает светлые чувства.
Обсуждение длилось долго, целых три часа, настолько серьёзные проблемы подняты в кинокартине. Людмила определила три важных точки картины: «Больные дети – проблема родителей, государство и общество стоит в стороне. Это первое. Чтобы уметь работать с аутистами, нужны особые способности, которые можно назвать даром Божьим. Главные герои – Бруно и Малик – такими способностями обладают, в основе которых лежит любовь. Это второе. Но не всякая любовь побеждает. А только та, что несет в себе жертвенность. Именно такой любовью обладают эти двое мужчин. И это третье».
Лидия продолжила обсуждение: «Я впервые узнала о болезни аутизма. И из фильма поняла, что медицинское лечение таких больных уничтожает их как личности. В диспансерах подавляют волю человека, лишают его свободы, загоняя в ограниченное пространство палаты, чтобы ни не мешали здоровым, в частности медицинскому персоналу: накололи-напоили лекарствами – и лежи себе тихо. А что у такого больного внутри? Кого это интересует? Вот и превращается он в «овощ», существует только на физическом уровне. А чиновники стараются работать по бездушной букве закона, а не по нравственному чувству. Но вот у Бруно, умеющего чувствовать таких особенных больных, нет соответствующего образования. Его беспокойные питомцы мешают жителям соседних домов. Как с точки зрения чиновников можно доверять больных людей непрофессионалу? К тому же нарушаются права на отдых соседей? Выходит, государство всерьёз не занимается этой проблемой, сваливая всё на плечи родителей. И не даёт другим людям, Бруно и Малику, пусть и не имеющих специального образования, но желающих социально адаптировать аутистов, заниматься по собственной инициативе».
Наталья высказала свое мнение о фильме: «Я бы сказала, это фильм о духовных дарах. Дар духовного понимания другого человека, тем более больного, даётся не каждому. Это редкий дар, которым в полной мере обладает Бруно. У аутиста в голове страх перед непонятным ему миром. Он должен рядом с собой чувствовать руководящего им спутника. И тогда появляется доверие. Это лечение любовью. От такой последовательной цепочки – сначала страх, потом через любовь рождается доверие – и развивается дар. То есть такой дар надо заслужить, заработать. Любовь служит толчком для получения дара Божия. Я думаю, у Бруно этот дар не врожденный, а приобретенный.
Бруно буквально одержим своей работой, которая является смыслом его жизни. Это скорее, миссия, служение. Посмотрите, в одном из эпизодов он говорит, что ему не нравится черный цвет, он любит яркие цвета, красный, например, символизирующий любовь. Сколько у него смирения и выдержки и в делах, и человеческих отношениях! С какой терпеливостью он даёт Жозефу ежедневные правильные установки на то, как себя вести. Он сопровождает его в электричке, чтобы тот вновь не нажал на стоп-кран, устраивает его на работу, улаживает отношения с полицией. И каким счастливым мы видим Жозефа в последних кадрах, танцующего, раскрепощенного, видим слёзы счастья на глазах его матери».
Татьяна продолжила обсуждение: «Фильм называется «Особенные», подразумевая аутистов. Но ведь и Бруно с Маликом тоже особенные люди, обладающие, как уже говорилось, даром Божьим. Я бы к этой категории отнесла и тех трудных подростков, подопечных Малика. Этот немного грубоватый и требовательный человек тоже даёт смысл жизни молодым людям. Из группы «никому не нужных» они переходят в группу «особенных».
Темнокожий волонтер по имени Дилан, который закреплен за «сложным» Валентеном, постоянно опаздывает, не находит общего языка с подопечным, уходит курить, оставляя Валентена одного. Но постепенно происходит перерождение Дилана в процессе работы. Парень, который до этого был пустым местом, находит себе цель в жизни через помощь больным детям. В конце фильма видим, что Валентен, наконец-то, снимает шлем. Я думаю, что в этом есть и заслуга Дилана. Возможно, и он получит дар Божий».
Юлия, вступая в разговор, отметила: «Я подметила одну деталь, касающуюся религии. В картине мы видим представителей двух религий: один – иудей, второй – мусульманин. А где же христианин? Ведь Франция является страной христианской. В процессе обсуждения мы говорили о смирении, терпении, о духовных дарах, о даре Божием, служении, миссии. Это всё категории православные. И это всё верно. Но в фильме нет акцента на религиозность. Бруно хотя и носит кипу, но постоянно прячет её под бейсболкой. Малик только называется мусульманином. Даже обрядности религиозной не наблюдаем, не говоря уже об обращении главных героев к Богу или Аллаху. Принадлежность героев к одной из религий носит символический характер. Это случайность или так и было задумано режиссерами? Над этим стоит поразмышлять».
Светлана поделилась своими соображениями: «В интернете мне довелось прочитать, что аутизм – результат выбранной человечеством ложной культуры и недооценки духовного развития. Это антропологическая катастрофа, перепрограммирование жизни и, как следствие, – распад души». С такой оценкой, пожалуй, можно согласиться. Главная причина – в потере любви. Жажда телесного самоутверждения привела к вымыванию любви, духовной скрепы человека, отклонениям в умственном и физическом развитии».
Татьяна подвела общий итог обсуждения: «В картине не одна проблема, их несколько. И, я думаю, мы их отметили все. Самое, наверное, главное в этом фильме то, что есть ещё на свете люди, которым не всё равно. Есть ещё надежда на возрождение человеческой души. Такие фильмы нацеливают зрителей на совершение добрых дел».