Обращение епископа Нижнетагильского и Невьянского АЛЕКСИЯ в канун Великого поста
«О, как велик ты, день поста! Блажен, кто проводит тебя, как должно.
Всякий, кто подчиняется тебе, на крыльях возносится на небо»
(прп. Ефрем Сирин, 33, 110).
Всечестные отцы, братия и сестры!
«Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» — говорит нам апостол Павел. Господь и в этот раз смилостивился над нами и дал нам возможность прожить, пусть даже с лишениями, тягостями и потерями, тяжелый год и дожить до этого времени – Святой Великой Четыредесятницы – времени дара и благодати; времени, когда с прощением грехов обещаются: наслаждение, оправдание и освящение.
Настало время, когда от каждого из нас требуются бо́льшие усилия и подвиги. Но Господь рядом, Он особенно слушает, принимает и спасает нас. Именно поэтому мы должны провести эти дни в послушании к Богу и Церкви, чтобы достойно встретить Воскресшего Спасителя и восславить Его с чистым сердцем, осознавая, что именно за «меня» Он принял страдания, крест, смерть и Воскресение.
Богослужения Великого поста как никогда создают ту уникальную атмосферу, благоприятствующую нам в осознании того, что нашу душу влечет только земное, что мы порабощены грехом и нет надежды ни на кого, кроме Бога, Который в силах нам помочь. Вместе со святителем Андреем Критским мы должны воззвать к нашей душе пробудиться от греховного сна, ведь создана она для того, чтобы прославлять Творца, а не для страстей, грехов и земных влечений.
Самым разным темам были посвящены Богослужения, помогая нам настроиться на обдумывание и понимание смысла поста и его правильно времяпровождения. Преобладание чтения над пением на Богослужениях, где пространство храма освещает огонь лампады и свечи́, частые коленнопреклонные молитвы, а также великопостные напевы песнопений с глубоким смыслом создают в нашей душе важное чувство умиления и сердечного сокрушения, которые необходимы для первого нашего шага.
Конечно, в первую очередь, мы должны учиться молиться. Мы с вами помним притчу о мытаре и фарисее. В этой притче, наверно, каждый может узнать себя. Начиная молиться, наш ум заполняют самые разные мысли, но не те, какие должны быть: мы начинаем вспоминать грехи наших ближних, как фарисеи начинаем их осуждать или просто о чем-то мечтаем, а иногда можем придумывать какие-то многословные молитвы, не понимая их смысл. А
Господь прямо говорит какая молитвы более угодна Ему. А именно – искренняя молитва, наполненная осознаем своей немощи и покаянием – какая была у мытаря.
Но покаяние приходит только тогда, когда мы понимаем, что в нашей жизни что-то идет не так. Что мы идем не по тому пути, что мы сбились. Как блудный сын, мы блуждаем в поисках того пути, что, как кажется нам, верен. Но только общаясь с Богом, мы можем понять, что мы сбились. Только приходя в храм, мы может найти дорогу, ведущую к нашему Небесному Отцу. Дорога эта – регулярное участие в Богослужениях, частая исповедь, которая дает возможность и силы на изменение нашей души, а также Причащение Святых Христовых Тайн. В Причащении мы наше сердце доделываем храмом Бога, где Он начинает действовать, а мы начинаем чувствовать, что что-то меняется: уходит суета, а остается только тихое, благодатное чувство, наполненное любовью.
Эти чувства, которые рождается благодаря Таинствам Святой Церкви и какими-то нашими усилиями, мы должны развивать в дела. Какое бы не было состояние нашей души, но если она не приносит плода, то ее «выкидывают вон, где плач и скрежет зубов». Плоды эти есть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…» (Гал. 5:22-23), говорит нам апостол Павел. В этих плодах мы можем заметить один схожий для всех момент. Все плоды касаются не только лично нас, но и нашего отношения к окружающим людям.
Наше отношению к ближним определит нашу участь. Каждый знает, что рано или поздно всех нас ждет один конец. А прошедший 2020 год еще раз показал нам, что смерть приходит неожиданно, как «тать в ночи», когда мы совсем не ждем. И вспоминая притчу о Страшном Суде, давайте вооружимся теми делами, о которых сказал Господь, особенно во дни Великого поста – за которые как никогда будет требоваться отчет за проведенное время. Будем ухаживать, любить и беречь окружающих нас людей. Беречь людей – это не только активно помогать, но и не вводить их в соблазн. Мы с вами помним слова Господа о том, что «невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они проходят» (Лк. 17:1), поэтому, насколько возможно, мы не должны позывать себя «фарисеями», которые делают добрые дела на показ и на показ долго молятся. Мы должны, исполняя слова Спасителя, «явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом…» (Лк. 6:18).
Конечно, не будем забывать и про послушание, которое дает нам Церковь на этот период. Воздержание от пищи является не самым маловажным подвигом. Конечно, по благословению духовника, возможны послабления, но всё же мы должны приложить все усилия для выполнения этого послушания. Мы помним, что и Сам Господь постился сорок дней и сорок ночей. И на вопрос учеников об исцелении бесноватого отрока Он ответил: «Сей же род изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17: 21).
Цель нашей жизни в этот и состоит — чтобы из нашей души изгнать бесовский род и соделать ее жилищем Божиим, храмом Святого Духа.
Призываю каждого усилить свои подвиги в том, что предлагает Святая Церковь. Увеличим немного времени для домашней молитвы. Ограничим себя в еде. Чаще будем приходить на Богослужения и участвовать в Святых Таинствах. Каждый по своим силам найдет немного больше времени для размышления о горнем. Тогда каждый сможет насладиться Божиим миром, благодатью Господа Спасителя нашего в день Святой Пасхи, приняв Его в себя.
Божией милостию Преосвященный Алексий,
епископ Нижнетагильский и Невьянский.
град Нижний Тагил