Об осуждении поговорили участники Библейского кружка
6 марта в трапезной Казанского мужского монастыря состоялось очередное занятие Библейского кружка под руководством иерея Виталия Ярмулика.
Слушатели продолжили изучение Нагорной проповеди:
«Не судите, да не судимы будете, Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и обратившись, не растерзали вас». (Мф.7:1-6)
Что такое осуждение, чем плохо осуждение, почему этого делать нельзя и чем отличается осуждение от рассуждения? На эти вопросы рассуждали участники кружка.
На самом деле, осуждение – это один из семи смертных грехов.
Отец Виталий объяснил слушателям, что не должно судить людей по одной простой причине — то, что я не в той ситуации в которой оказался он, тот, кто заслуживает порицания своего поведения, это не моя заслуга, а Божья милость. Как только Бог от меня свою милость отнимет, я могу впасть в еще худшее, о чем старец Амвросий говорит: «Кого в чем осудишь, в том сам и побудешь». Господь, видя, что ты о себе возомнил, на какой пьедестал себя вознес, спасая твою душу, попустит тебе очутиться в такой же ситуации, чтобы ты сам понял каково это!
Бог промышляет о каждом из нас и о том человеке, который достоин осуждения в наших глазах.
Почему мы осуждаем? Суждение наше о поступке человека искажено нашим собственным греховным состоянием.
Почему опасно осуждение? Мы ставим себя на место Бога, не будучи, достойными этого места.
Не надо забывать о главной добродетели – рассуждении!
Нужно отделять грех от грешника, грех ненавидеть, а грешника жалеть и прощать.
Феофилакт Болгарский говорит: «Господь запрещает осуждать, а не изобличать, ибо изобличение служит на пользу, а осуждение является обидой и унижением…»
А вот слова архиепископа Аверкия Таушева: «Запрещается не суждение о ближнем, а осуждение его, в смысле пересудов, происходящих по большей части, из каких-то самолюбивых и нечистых побуждений, из тщеславия, гордости; запрещается злословие, злоязычие, злобное порицание чужих недостатков, проистекающее от чувства нелюбви и недоброжелательности к ближнему.
Если бы здесь запрещалось вообще всякое суждение о ближнем и о его поступках, тогда Господь не говорил бы дальше: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7:6); и не смогли бы христиане исполнять своей обязанности – обличать и вразумлять грешащих, что предписывается Самим Господом в 15-17 стихах 18-й главы Евангелия от Матфея (Мф. 18615-17). Запрещается злое чувство, злорадство, но, не сама по себе оценка поступков ближнего, поскольку, не замечая зла, мы бы легко могли начать и к добру относиться безразлично, потеряли бы чувство различия между добром и злом».
Изучение Нагорной проповеди заставляет нас, прежде всего, быть очень внимательными к себе, своей душе, своим поступкам. Как руководство к действию, отец Виталий процитировал собравшимся слова Амвросия Оптинского «Смотри в себя и будет с тебя!»
Следующее заседание Библейского кружка состоится 19 марта в трапезной Казанского мужского монастыря.
Приглашаются все желающие!