О воспитании подростков. Матушкины заметки
Господь дал нам две основные заповеди: о любви к Богу и о любви к своим близким. Как сообщающиеся сосуды, эти заповеди дополняют друг друга, делают нашу жизнь осмысленной, направляют нас на пути спасения. «Кто ближний мой?» — спросим мы как евангельский самарянин.
Для людей семейных это прежде всего его родные и близкие, а для родителей — их дети. Когда молодые юноша и девушка создают семью, они перед лицом Божиим обещают любить и заботиться друг о друге, а когда у них появляются дети, то их общей задачей становится воспитание. В равной степени ответственность за это лежит и на матери, и на отце. Это то, о чем в первую очередь спросит с нас Господь на Суде.
Сейчас, по прошествии более 20 лет я могу попробовать сделать некоторые выводы о том, какие моменты в воспитании детей у меня получились, а где я, возможно, ошиблась.
Первое и самое важное, это молитва за детей, конечно, иногда она у меня звучит как «дела рук наши исправи, Господи». Молитва должна идти даже не от зачатия, а до него. Когда мы, тогда еще с будущим супругом, только решили, что хотим быть вместе всю оставшуюся жизнь, когда он сделал мне предложение, в разговоре мы начали обсуждать имена детей. Удивительно, но наши пожелания совпали, после я мысленно обращалась именно к равноапостольной Нине и святителю Николаю, великомученице Екатерине как к покровителям будущей семьи.
Во-вторых, добрые отношения с детками. Пока они маленькие, это естественно, но через 12-15 лет начинается возраст, который многих родителей пугает и вызывает конфликты. Я стараюсь среди их разнообразных увлечений и тяжелых учебных дней найти время поговорить о Боге и вере.
Не нравоучения в катехизаторском стиле, а просто бытовые жизненные добрые и доверительные отношения с подросшими детьми. Тогда вы будете проводником для них тех ценностей, которые дороги вам, то есть церковные.
Не давить, не заставлять, не хочет в храм, — ну поспи, сынок, и так в школе устал. Организм в пубертате проходит нехилую встряску и выстаивать службу тяжелее, чем взрослым. Нельзя подростка взять за руку и насильно привести в храм, точнее можно, но смысла в этом не будет, скорее вред. Надо, чтобы ребенок сам захотел этого.
Храм должен закрепиться в сознании еще более маленьких детей не как тяжкое испытание, а как радость. Доступными способами. Благодать после Причастия, думаю, дети воспринимают, даже получше нас, взрослых. Но вышли из храма: дети, вы причастились, ура, какое счастье! Пошли есть мороженое и за игрушкой! Вы молодцы! Положительная мотивация и ассоциация с храмом, как с самым радостным событием за неделю.
К сожалению, современные дети мало читают, давать им святоотеческие книги после горы прочитанных учеников малоэффективно. Поэтому разговариваем на доступном языке. Я подбираю фильмы, видео, картинки в качестве отдыха после учебы.
Очень важно проводить время с детьми. И с маленькими, и с подростками, стать другом своим детям. Это подразумевает более равные отношения, чем мы привыкли за время их детства. А равные отношения в свою очередь означают, что надо слушать и слышать, и принимать мнение другого человека. Дайте детям ошибиться. Не ругайте за эти ошибки. Пока они, как я, выражаюсь, не попрыгают на своих собственных граблях, они не сделают нужных выводов. Отрицательный опыт очень важен в подростковом возрасте, пока мы — родители еще держим страховочный пояс в руках. Это репетиция взрослой жизни и лучше, если они ошибутся на репетиции, чем потом, когда мы уже не будем рядом. Приведу пример: сын хотел поработать и заработать очень много денег курьером в доставке продуктов. В рекламе этой вакансии обещаны крупные суммы зарплаты. На наш скепсис по этому поводу не прореагировал. По итогу, пробегав все каникулы, смог накопить только на несколько наборов Лего. Но гораздо более ценным стал вывод, что малооплачиваемая работа — это неинтересно, что он будет получать образование, чтобы не быть доставщиком всю жизнь.
В многодетной семье очень трудно удержать детей от конфликтов между собой. Важно, чтобы эти конфликты не затрагивали душу, а только эмоции. В один момент я поняла, что пока я нервничаю и разбираюсь, кто прав, а кто виноват, они уже помирились и сидят играют вместе. Стала меньше обращать внимание на это и стало лучше. Но важен принцип равенства в отношении ко всем. Нельзя любить или выделять одного ребёнка в ущерб другим, даже если это младший. Как я говорила им в детстве: пальчиков на руке несколько, а ни один не отдашь, не уколешь. Так же и дети — все равно нужны и дороги. Когда я гладила по голове одного, вторя рука у меня всегда находила другого. Тема детской ревности мне незнакома, как-то Бог отвел эту беду, возможно благодаря старшей дочке, она задала добрый тон общения между детьми. Одним из плюсов многодетной семьи я могу назвать развитые коммуникативные способности детей, большую самостоятельность, находчивость и сообразительность, потому что в любой ситуации ребёнок опирается не только на свой опыт, но и на опыт братьев и сестёр.
Для меня очень радостно осознавать, что в жизни детей есть и будут близкие люди, родные братья и сёстры, ведь дружба, поддержка и взаимопонимание очень важны на протяжении всей жизни, даже когда мы, родители, уже не будем рядом. Именно за это мы дадим Господу ответ, и сможем ли мы сказать: «вот я и дети, которых Ты мне дал»?
Матушка Анна Ладыгина