О Священном Писании и Священном Предании, о кино хорошем и не очень

21 января в библиотеке Скорбященского монастыря состоялась пятая беседа из цикла «Двенадцать пастырских бесед по вопросам веры».

Она была посвящена теме «Священное Писание и Священное Предание в жизни христианина. Как нужно читать Библию?». Ее провел иерей Глеб Паустовский, клирик храма во имя св. Димитрия Донского на Вагонке — у главной проходной «Уралвагонзавода». Батюшка также является преподавателем миссионерско-катехизаторских курсов.

О. Глеб утверждает: такая последовательность понятий в теме в большей степени характерна для протестантского сознания, точнее, для него Священного Предания не существует вовсе.

Если Священное Писание, как утверждает Мартин Лютер, первично (по его учению, человек спасается только верой, только благодатью и только Писанием), то почему же Иисус Христос не написал нам ни строчки? Сын Божий в 30-летнем возрасте вышел на проповедь, в течение трех с половиной лет УЧИЛ, и процесс этого научения происходил В УСТНОЙ ФОРМЕ. «Не вместить книг» — если записать все то, что говорил Иисус Христос. Конечно, кто-то из грамотных апостолов из числа 12-и или 70-и мог вести запись того, что говорил Божественный Учитель, но в первые десятилетия после Воскресения и Вознесения Господня записано было не так уж и много.

Предание Православной Церкви первично, хотя большинство современных христиан так не считает. Они ставят на первое место Священное Писание, хотя оно оформилось, составленное из разных канонических книг, только к концу IV в. Жизнь вечная — это, в первую очередь, непрерывная устная передача знаний и духовного опыта из поколения в поколение: от отца с сыну, от учителя к ученику.

К сожалению, большинство современных воцерковленных людей чужды Предания Церкви. Статистический срез присутствующих на беседе в библиотеке свидетельствует: никто не был крещен во младенчестве, никому не рассказывали о Боге, никого не учили молиться в раннем детстве, исповедоваться в начале школьной жизни, все прошли через пионерскую и комсомольскую организации, кто-то даже на руководящих должностях, кто-то состоял и в партии. Поэтому наша насущная задача — войти в Церковное Предание, влиться в него, иначе мы будем все время впадать в искушение обустроить все в Церкви «по-своему», в меру своего нецерковного и доцерковного опыта.

Но одновременно с этим наша христианская вера — ВЕРА КНИЖНАЯ, и поэтому мы обязаны пребывать постоянно, неустанно в учении Церкви и ЧТЕНИИ. Неужто можно остановиться на том, что ты прочитал один раз Библию от корки до корки или 5 томов «Закона Божия»? Делать это нужно (и спорить с этим особенно никто не будет, но воли нет) каждодневно. Миной под протестантизм, нашим ответом М. Лютеру можно считать святоотеческие толкования Библии, к которым, конечно, должен обращаться современный христианин, в чем должен поучаться день и ночь. Святые отцы Древней Церкви были глубоко образованными людьми: они прекрасно знали античную философию, естественные науки, а просвещенные Духом Святым, явили нам Истину.

Знание Истины во всей полноте — это, с одной стороны, недостижимая цель, но в то же время это и ПРОЦЕСС.

Даже люди с хорошими навыками литературного чтения, способные к ГЛУБОКОМУ АНАЛИЗУ, сталкиваются с тем, что Библия — это ОСОБАЯ КНИГА.

Как читать Библию? Читать с молитвой и благоговением — это банально сказать. При чтении Библии, — говорит о. Глеб Паустовский, — происходит удивительная вещь: не «я Ее читаю», а «ОНА МЕНЯ ЧИТАЕТ». ОНА СУДИТ МЕНЯ, а не я ставлю ей «5» или «4», как это обычно происходит при чтении беллетристики. Сам Господь говорит со мной через Библию, и Слово Его прожигает меня насквозь.

Библия — это пища для души. О. Глеб рекомендует иметь в Библии две закладки: одна должна лежать на Новом Завете, др. — на Ветхом Завете. И первыми надо открывать страницы Нового Завета. Установите свое количество страниц ежедневного чтения, но читать надо неукоснительно. И обязательно подкреплять чтение Библии изучением святых отцов. Без них мы впадем в новый раскол. Расколы, как известно из истории Церкви, вырастали на одной фразе из Писания, вырванной из контекста всего Божественного учения. Знаете ли вы, что всплеск сектанства возник в России тогда, когда появилось много дешевых изданий Евангелий в конце XIX — начале XX вв., переведенных на язык А.С.Пушкина, а вот святых отцов у народа Божьего не было. Без учительства — тьма невежества, от чего суеверие и всякая безграмотность.

И, конечно, постижение Слова Божия невозможно без участия в Таинствах Исповеди и Причащения. Без них душа мертвеет и уже не нуждается в КНИГЕ КНИГ — Библии. Читаем и ЖИВЕМ. Не читаем — НЕ ЖИВЕМ.

О. Глеб Паустовский ответил на многочисленные вопросы и юных прихожан, и уже прихожан «со стажем». Много говорили о современном кино, хорошем и не очень. Так что посмотрите видеозапись беседы.

По материалам сайта Скорбященского женского монастыря

Новости епархии | 25 января 2018

Вам может быть интересно: