О счастье, постоянстве и приходском служении…
2 июня, по благословению Преосвященного Евгения, епископа Нижнетагильского и Невьянского, открылся в Скорбященском женском монастыре стартовал цикл приходских встреч «Полчаса с…».
По мнению игумении Марии, годами ходя в один и тот же храм, мы, прихожане, тем не менее, очень плохо знаем друг друга. У нас мало возможностей услышать друг друга, поговорить друг с другом. Эта мысль подтвердилась на семинаре, посвященном теме активизации приходской жизни. 17 мая, по благословению Преосвященного Евгения, епископа Нижнетагильского и Невьянского, в ДК «Горняк» Нижнего Тагила состоялся семинар на тему «Евхаристическая община: задачи и перспективы развития». На семинаре из уст священников Евгения Попиченко и Игоря Бачинина прозвучала мысль, что приход — это не только административная единица, это прежде всего люди, которые имеют от Бога различные дары для служения Церкви, «община верных, собранная Христом».
Жизнь приходской общины организуется вокруг миссионерской, социальной, молодежной и катехизаторской деятельности. Но не только. Важнее организовать общение, которое, по мысли Антуана Сент-Экзюпери, является роскошью человеческой жизни.
С этой целью был задуман цикл встреч «Полчаса с…». И не важно, что с началом лета прихожан в храме стало меньше, чем обычно.
В воскресный день после Божественной Литургии и ставшего традиционным крестного хода вокруг монастыря с иконами праздника, Божией Матери «Всех скорбящих Радость (Нижнетагильская)» и священномученика Сергия Нижнетагильского в Вознесенском храме состоялась первая встреча 25-и прихожан с игуменией Марией (Сташевской). Формат встречи «Полчаса с матушкой Марией» – 30 минут общения на самые разные темы: от житейских до духовных.
Вот что из этого получилось.
Вопрос: Сегодня мы находимся в таком состоянии, что Церковь является открытой обществу. Для этого есть самые различные способы и формы коммуникации. Однако заметна тенденция, что за последние годы в сравнении с 1990-ми и 2000-ми годами в храмах стало меньше людей, в том числе и в праздники. Происходит серьезный отток людей их храмов. Матушка, в чем Вы видите причины такого явления?
Матушка Мария: Сказать, что стало меньше людей в храмах Санкт-Петербурга или Москвы, мы не можем. Они всегда полны. Что касается провинции, то Церковь сегодня не отвечает тем запросам, которые есть у людей. Что я имею в виду? Современный человек в последние 25 лет склонился к той мысли, что счастье – это прежде всего материальный комфорт, и потребность у людей – в материальном. А Церковь не может отвечать этим потребностям. Она отвечает на другие вопросы. Что делать, чтобы душа была счастлива с Богом? Что делать, чтобы быть в Царствии Небесном? Церковь ставит вопрос о спасении души. А спасение души – это не материальная вещь. Многим кажется, что это будет когда-нибудь впереди, в далеком будущем. Я подумаю об этом когда-нибудь попозже, в старости. А в молодости я не хочу об этом думать. Я хочу ЖИТЬ. Мир предлагает большое количество соблазнов. Например, поездки за границу, где кажется, есть полнота жизни. Многие уезжают туда жить, и кажется, что жизнь там не такая трудная, как у нас, в России. Даже люди, внутренне уверенные, что они верующие и даже к Богу обращаются, храм посещают 1–2 раза в год или в какой-то нужде. То есть отношение к Богу потребительское. Что мне Бог должен дать? А что я должен дать Богу? Бог-то мне обязан, а я Ему чем-то обязан? Например, человек ходил в храм 1–2–3 года, но обстоятельства жизни никак не изменились, не удалось найти отношений со священниками, с церковными людьми. Не нашелся ответ: что же делать, чтобы быть счастливым человеком? Откуда берется счастье?
Реплики прихожан:
От Причастия…
От самого себя…
Опыт жизни подсказывает: когда ты перестаешь ждать что-то от других людей, а сам начинаешь отдавать себя другому, начинаешь служить ближнему и видишь небольшие результаты этого служения, тут и рождается счастье. Но это трудный путь. Не все люди доходят до этого состояния и поэтому унывают и думают, что жизнь проходит зря…
Матушка Мария: Я бы сказала по-другому. Мы хотим быстрых результатов. Мы понудим себя на какое-то время, и ничего не получается. Хотим сразу и всего. Но ведь Царство Небесное нудится, оно силой берется. Необходимо, как говорят святые отцы, регулярность и постоянство. Все зависит от нас. Насколько мы хотим постоянно быть со Христом? Насколько мы свою жизнь поверяем через Евангелие? Насколько мы ставим себе вопросы спасения души? Насколько они являются для нас насущными?
Реплика: Телевидение, интернет угоняют человека из храма.
Матушка Мария: Я с Вами не соглашусь. Недавно, на праздновании 30-летия обретения мощей Симеона Праведного, мы были в Верхотурье, и митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл признал (хотя такие голоса звучат уже давно), что Церковь в течение этого времени занималась чем угодно: строительством храмов, их украшением, но не людьми. А человек – это самое главное. Иисус Христос распялся ради человеческого спасения, а не ради храма. Конечно, строить храмы – это тоже очень важно, но Спаситель распинался на Кресте ради того, чтобы мы были с Ним, чтобы мы наследовали Царствие Небесное. А в церковном обществе человек, к сожалению, не на первом месте. Это наши промахи. Если бы мы были сами духом сильны, если бы была наша молитва сильна, если бы наш образ жизни был бы так силен, чтобы мы могли привлекать в Церковь других людей, то было бы все по-другому. А ведь иногда даже между церковными людьми нет мира. Иногда можно слышать: это мое место, не становись здесь; не разговаривай; а почему ты пришла в таком виде? Все это отталкивает людей. Иной раз во время богослужения мы не молимся, а разговариваем, общаемся друг с другом. Мы приходим в храм увидеться друг с другом.
Реплика: В советское время гонения были, но в храм-то шли люди. Боялись, но шли. Вера какая была!
Матушка Мария: Не могу с Вами согласиться. Почивший архимандрит Иоанн (Крестьянкин), насельник Псково-Печерского монастыря, так говорил: «У меня никогда не было такой молитвы, когда я был в заключении». Когда у нас есть скорби, у нас возникает ответное желание идти к Богу. Поэтому отец Георгий Потеев в свое время, когда у нас с ним была встреча в библиотеке обители, на мой вопрос: «Будет ли война?» – сказал: «Обязательно будет!» И улыбается! «Батюшка, что же Вы улыбаетесь?» – «Матушка, по-другому никак нас не вразумить. Нам скорби нужны». Мы сами эти скорби выпрашиваем у Бога, всей своей жизнью – малодуховной, малоцерковной, нетерпением. Я имею в виду, что даже те, кто ходит в храм, редко ставят во главу угла духовное делание. Мы соблюдаем праздники, постимся, но борьба со страстями, с грехом мало для кого становится главным делом собственной жизни.
Вопрос: Как бороться со страстями, с чего начинать?
Матушка Мария: С покаяния. С осмысления, к чему привел меня грех. Что во мне родилось из-за этого греха? Какая страсть меня обуревает?
Реплика: В Церкви этого не обретешь. Это внутреннее состояние.
Матушка Мария: Я говорю о сердечном покаянии, о сердечном сокрушении, которое необходимо в деле спасения. Это самое начало. Без него невозможно. Но надо понять и другое. Покаяние – это не что-то одномоментное. Вот я покаялся – и все: началась моя новая жизнь. Покаяние не состоит в делание каких-то высоких подвигов. Оно происходит в течение простой, будничной жизни. У отца Иоанна (Крестьянкина) есть замечательная проповедь о малом доброделании. Он говорит, что не надо стремиться к высоким делам, а начинать надо с малых, например, со стакана воды, поданного жаждущему. Или, например, пришли мы в храм, а кто-то занял мое привычное место. Я не спорю, не прогоняю этого человека, а смиренно отхожу в другое место. Храм-то Божий, а не мой личный. Я уступлю и не буду говорить, что это мое место. Покаяние начинается с нашей семьи. Есть семья: муж, жена, дети, и в ней мы проявляем себя открыто. Там мы те, что есть на самом деле. В обществе наши немощи не так видны, мы стараемся быть хорошими, мы стесняемся, чтобы нас не увидели плохими. А в семье по-другому. Здесь есть прекрасная возможность проявить нашу веру, наше покаяние. Пусть мы будем падать, пусть у нас не сразу будет получаться, пусть даже близкие не поймут изменений, происходящих в нас (это я сужу, как человек, живущий в монастыре, и мне всегда казалось, что в миру жить тяжелее), но необходимо делать эти малые шаги. Грех нас разделяет. Бог и желание жить в Боге нас объединяет, мы причащаемся Тела и Крови Христовых, а когда мы согрешаем, то грех нас отъединяет и от Бога, и от ближних. Наши мирные отношения с семьей – это залог нашего счастья. Мирность внутри нас предполагает, что мы будем счастливы. И свет, который Вы, люди верующие, будете даровать своим близким, невольно распространяется на Вашу семью. И члены Вашей семьи, даже если они в храм не ходят, вскоре повернутся к Церкви. Многие ведь помнят своих бабушек (она за меня молилась, вот какие слова она мне говорила), и воспоминание об их свете осталось на многие годы. И когда-то человек пришел в Церковь по молитвам своей бабушки.
Вопрос: Матушка, проведите нам ликбез, как молиться молитвой Иисусовой. Можно ли мирянам молиться по четкам? С чего начать? Много есть литературы об этом, но нет духовников, с кем можно было бы посоветоваться.
Матушка Мария: Вы задали замечательный вопрос. У каждого человека должно быть индивидуальное правило. Было бы замечательно, чтобы у каждого человека был духовник, у которого он бы регулярно исповедовался, который знал бы его немощи, семейные обстоятельства и состояние здоровья и с которым он мог бы советоваться по этому вопросу. Мой ответ будет очень общим. Даже в нашем монастыре у каждой сестры свое келейное правило. Святые отцы говорят, что Иисусову молитву надо творить всегда. То есть нужно в течение всего дня призывать имя Божие. Слова могут быть такими: «Господи, благослови»; «Господи, вразуми»; «Господи, умудри»; «Господи, помоги»; «Господи, благослови». То есть это постоянное призывание имени Божьего, помощи Божией. Чтобы я не сам по себе существовал, а чтобы Господь меня умудрил и присутствовал в моей жизни. Я на себя не надеюсь, я себе не доверяю, не доверяю своему ветхому страстному разуму, чувству. Это важно – научиться не доверять себе, а просить у Бога вразумления, чтобы Он меня умудрил. Иисусова молитва – это внутренний двигатель, напоминание нам, что я – с Богом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Можно эту молитву читать не целиком, а коротко: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» или еще короче: «Господи, помилуй мя». Каждый человек выбирает для себя самый приемлемый способ. Иногда человек занимается творческой или умственной деятельностью, и когда ум его погружен в занятия, ему трудно молиться словами. Здесь нужна внутренняя обращенность к Богу. Перед началом дела человек помолился, а потом во время, например, составления проекта, он коротко устно обращается к Богу или сердцем, чувством своим пребывает в Боге. Это очень важно.
Что касается келейной молитвы, то кому-то достаточно прочитать сотню, и четки помогают настроиться, хотя можно молиться и без них. Кому-то лучше определить время, например, полчаса и уже не считать количество молитв. Читать можно и стоя, и сидя, и даже лежа. Помните, у святителя Филарета Московского сказано, что лучше в храме сидя молиться Богу, чем стоя думать о больных ногах. Выбирайте по Вашим силам. Когда стоишь, ты более собранный, напряженный, гор`е имеешь сердце, но если в это время ты думаешь о ногах или спине, то лучше молиться сидя или лежа. Господь зрит сердце человека. Мы общаемся с Богом в сердце. А количество молитв надо определять с духовником. Здесь я не могу давать советов.
Вопрос: В нашем приходе 20 человек соборно читают Псалтирь в 22.00. В другом месте по моему предложению тоже стали читать, но растянули на 24 часа по желанию. Как правильнее читать Псалтирь: одновременно или кто когда сможет?
Матушка Мария: Прошу понять меня правильно. Это человеческое измышление, что, если мы собрались в одно время, то молитва сильнее. Но Бог – не бухгалтер. Он зрит в наше сердце. Желательно читать, например, с 9 до 10 вечера всем вместе, но если человек по обстоятельствам жизни не может быть в это время на молитве, но желает этого, неужто Бог не примет его сердечное произволение?! Бог – не счетовод, который учитывает, сколько нас собралось в отведенный час, и покарает того, кто в этот час не молится. Важно, чтобы мы строили свои отношения с Богом не как в торговой лавке (мы тебе в 10 вечера все помолились, а Ты нам дай), а мы, как чада Божии, должны снисходить друг к другу. Мы не ангелы, не святые, у каждого из нас свои немощи, обстоятельства, и неужто Бог не примет молитву человека в другой – неурочный – час.
Реплика: А если я уже в 8 хочу спать, а соборная молитва – в 10 вечера?
Матушка Мария: Это Ваш подвиг. Вы себя понуждаете, и эта внутренняя борьба угодна Богу. Если мы себя не нудим – значит мы мертвые для Бога.
Вопрос: Как быть, если утром не успеваешь прочитать утреннее правило, а надо бежать на электричку?
Матушка Мария: А как Вы себя ощущаете? По всей видимости, не очень. Важнее увидеть плоды этой молитвы: когда Вы молитесь дома перед иконами и когда Вы читаете правило в электричке. Если плоды не приносят удовлетворения (Вы формально читаете молитвы, есть пустота) – надо вставать пораньше. Или дома келейно помолиться, сколько сможете, но чтобы это была настоящая молитва, и просить у Бога прощения, что не исполнили правила, а в электричке, чтобы никого не раздражать, можно почитать книжку или Псалтирь – то, что не надо произносить вслух. Лучше 5 слов сказать Богу от чистого сердца, чем 100 – формально.
Реплика: В транспорте хорошо Иисусову молитву читать.
В конце встречи матушка Мария представила «Анкету прихожанина» и предложила разные группы приходского служения, чтобы каждый человек нашел себе место в приходе. Также матушка указала на одну из насущных нужд монастыря – подготовку помещения для ризницы в подклете Вознесенского храма. Приглашаем потрудиться во славу Божию всех желающих.
Вопросы и ответы записала В. Чемезова
Скорбященский женский монастырь
9 июня после Божественной Литургии и крестного хода
состоится вторая встреча
«Полчаса с батюшкой Евгением»
Составляйте вопросы и приходите на встречу.