О любви и прощении

25 февраля в библиотеке Скорбященского женского монастыря состоялась седьмая беседа из цикла «Двенадцать пастырских бесед по вопросам веры». Она была посвящена любви и прощению.

Беседу провел клирик Свято-Троицкого кафедрального собора (г. Нижний Тагил) иерей Григорий Елохин.

Любовь является темой каждой церковной проповеди и касается жизни всякого христианина. И в любой поисковой системе слово «любовь» самое запрашиваемое. Люди, действительно, «болеют» этой темой. Для беседы в монастырской библиотеке были предложены слова из записной книжки советского драматурга Александра Вампилова: «Прежде чем собираетесь полюбить, научитесь сначала прощать».

Однако эти слова, по мнению о. Григория, загоняют нас в тупик и не дают нам жить. Всепрощение — это добродетель, достойная искусных в духовном делании, совершенных людей, и простому человеку, пытающемуся делать шаги в Церкви, эта высота недоступна. Уподобиться Христу в прощении и любви — недостижимый для христианина идеал, но эта та планка, по которой мы можем оценивать наши поступки. Гимн любви произнес апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 4-8).

Мы часто не можем объяснить, найти слова для определения — что значит любить? А как любить, если тебе не отвечают взаимностью? А как любить, если тебя предают и гонят? И Господь открывает нам это через Священное Писание. Помните, как евреи бесчинствовали в пустыне, изменяли Богу. Даже ангелы Божии стали взывать ко Творцу: Доколе, Господи, будешь Ты терпеть этих людей?!.. И Бог ответил Своим ангелам: Я тогда их отвергну, когда мера их греха превзойдет меру их страдания. Вот почему мы приходим в храм и взываем к Богу: чтобы не разорвалась от страдания наша душа.

О. Григорий обратился к содержанию Христовой притчи о мытаре и фарисее, которая не является столь простой, как кажется на первый взгляд, так как, осуждая фарисея, мы тут же уподобляемся ему. Притча не дает прямого ответа на вопрос: «Как мы должны поступать в жизни?» Нас тоже могут посещать мысли фарисея: благодарю Тебя, Господи, что я не убийца, не прелюбодей и т. д., и это благодарение Богу может быть вполне искренним. Разве можно усомниться в том, что фарисей любит Господа всем сердцем? Не всякий скажет, что он по-настоящему молится мытаревой молитвой: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18, 13). После чтения этой притчи, которая звучит в храме в первую приготовительную к Великому посту неделю, необходимо молчать и много думать. Итог притчи вовсе не ставит точку в утверждении, как мы должны спасаться: мытарь «пошел оправданным в дом свой более, нежели тот» (Лк. 18, 14) фарисей. Значит, и фарисей, любящий Бога и исполняющий Закон, был оправдан, но в меньшей мере. У всего в этом мире есть мера, и у любви тоже. К такому выводу пришли участники беседы.

Великий пост нам дан для того, чтобы пройти этот путь постижения Божественной Любви и соединиться с Ним в Пасхальной Радости. Учась любить Бога, мы учимся любить людей, и наоборот. Разве можно это разделить? Господь каждому человеку сокровенно дает понять: что значит любить.

Смотрите фрагменты беседы в видеозаписи.

Сайт Скорбященского женского монастыря

Новости епархии | 28 февраля 2018

Вам может быть интересно: