Неслучайные случайности… или стоит задуматься?
24 октября состоялось очередное заседание молодежного дискуссионного клуба «Черное и белое» в Нижнетагильском педагогическом колледже №1. Участниками дискуссионного клуба в это раз стали 22 студентки второго курса, получающие специальность «Преподавание в начальных классах».
Курировала беседу Мария Игоревна Соболева, а экспертами выступили Владимир Алексеевич Диденко – директор Православной Гимназии №11, и Дарья Николаевна Федяева – социальный работник Скорбященского женского монастыря.
Тему встречи выбрали студенты колледжа: «Неслучайные случайности… или стоит задуматься?» «Случайности не случайны» – данная фраза принадлежит великому китайскому философу, жившему в IV веке до нашей эры, – Чжуан-Цзы.
Все знают о герое романа Даниеля Дефо — Робинзоне Крузо, который прожил на необитаемом острове много лет. Но мало кто знает, что у этого персонажа был вполне реальный прототип – шотландец Александр Селькирк. В 1704 году он отправился в путешествие в Вест-Индию. Это была полупиратская экспедиция, так как в задачи экипажа входило грабить корабли враждебной Испании (слава Богу, что сделать этого не удалось). Исполняя обязанности штурмана, Селькирк много спорил с капитаном относительно маршрута, хотел поднять бунт и в результате был высажен на необитаемом острове – с небольшим запасом еды, оружием, одеждой и даже Библией. Он надеялся, что вскоре кто-нибудь заберет его, так как на остров время от времени заходили корабли за пресной водой. Однако этого не случалось в течение четырех с лишним лет. Селькирк полагал, что его одинокая высадка оказалась совершенно бессмысленной. На самом же деле она стала величайшим благом, поскольку корабль, на котором он плыл, вскоре потерпел крушение и почти никто не остался в живых. Так для Селькирка его одиночество было спасением, а заодно он, бывший пират, открыл для себя Библию: он читал ее каждый день, пока находился на острове.
«Случайности не случайны», — многозначительно скажет один. Другой махнет на это рукой, сославшись на спонтанность и хаотичность событийного потока. Было ли место случайностям в жизни каждого? После заданного вопроса ответы студентов были абсолютно разнообразны. Они приводили примеры очень эмоционально – и часто ссылались на «судьбу».
Что же такое «судьба» и правильно ли мы понимаем это слово? Студенты пытались сформулировать это понятие. Отчасти суждения были верными, что это жизненный путь. Но были и сомнительные предположения, что судьбу невозможно изменить, что в жизни все уже за нас решено и мы только проживаем жизнь, плывя по течению… Студенты высказывались очень бурно. Однако экспертам пришлось вносить некоторую ясность в процесс обсуждения.
Судьба – слово греческого происхождения, переводится как «судилище, суд», «суд, судебное разбирательство; решение, приговор», семантика которых относится к области гражданского суда. Следует отметить, что лексемы слова судьба широко фиксировались уже в XI веке. На древнерусском этапе в семантической структуре слова судьба воплощалось представление о мироустройстве: низ («судебный процесс») и верх («Божественное предопределение», «Божественное установление»). На старорусском возобладала христианская идея о синергии – сотрудничестве Бога и человека. Человеческая судьба становится участью, предназначенной человеку от Бога. С XVIII века в семантике слова отражается разрыв с Божественной природой («стечение обстоятельств»), в результате которого судьба начинает персонифицироваться. В современном русском языке она воспринимается как безличная сила, которая чаще всего равнодушна или недоброжелательна к человеку.
После краткой справки был предложен видеоролик иерея Александра Карова о судьбе каждого человека. После первой же фразы говорящего с экрана о. Николая о том, что у каждого человека нет судьбы, а есть жизнь и данная человеку Богом воля, – глаза девочек округлились, они очень внимательно прослушали высказывание до конца.
Дальше началось настоящее с неподдельным интересом, общение, было задано очень много вопросов экспертам в отношении того, как правильно понимать свою жизнь. И как проживать ее? Были вопросы относительно испытаний, несправедливости жизни, многих болезней, увеличения у детей аутического расстройства и многие другие вопросы. Владимир Алексеевич очень живо на все отвечал, уточнял. Конечно, это общение директора православной гимназии и будущих педагогов было очень эмоциональным. Когда вопрос коснулся детства и зачатков воспитания, участники дискуссии просмотрели видеоролик – притчу «О семенах», о том, что жизнь зависит от того, что ты в себе взращиваешь. Какие семена взрастишь, такое отношение к жизни и будет. После этого всплыли самые наболевшие вопросы и о пропагандируемом здоровом эгоизме, и о белой зависти, и о том, зачем нам что-то хорошее делать, если я потом перерожусь в какого-нибудь жука, и даже о революции 1917 года и времени атеизма – как благе для человека (таким было мнение студентки, которая прислушивается к высказываниям родителей, бабушек и дедушек), о понятии греха, родового греха. Были и многие другие сложнейшие вопросы. На все без исключения были даны исчерпывающие ответы. Иной раз обстановка в аудитории была как в закипающем чайнике, однако эмоции были доброжелательные.
После этого студенты зачитали цитаты философов и святых отцов, и попытались высказать свои мысли относительно данных высказываний, далее звучало мнение эксперта. Кто-то начинал оппонировать, не соглашаясь, с позицией коллеги. Никто не остался в стороне, абсолютно все смогли высказаться. После каждой цитаты говорил свое слово эксперт Владимир Алексеевич, в некоторых случаях поддерживая выступающих, в некоторых пытаясь донести правильность понимания цитаты. Конечно, не смогли обойти тему религии и некоторых вопросов о Боге.
В конце был предложен видеоролик молодого человека, который пытался уйти из жизни из-за того, что ему скучно было жить, не понимал смысла жизни, считая жизнь – худшим, что может быть. В последний момент он передумал, а начатое уже свершилось, и сделанный выстрел изуродовал половину лица. Просмотрев видео, девочки спокойно начали рассуждать о том, что у них действительно начинает зарождаться иное понимание жизни – как высшей ценности. После этого студенткам было предложено проанализировать результаты дискуссии и написать небольшой отзыв. Вот некоторые из них:
– Многосторонняя встреча, которая открыла, что нужно ценить жизнь и искать свое предназначение.
– Эта дискуссия была интересна, многое для себя поняла. Спасибо!
– Все было интересно, спасибо, ждем встречи еще.
– Очень понравилась беседа. Ждем в следующий раз.
– Слова очень содержательные, мысли раскрыты полностью, есть неточности, но это поправимо. Конечно, у каждого – свое мнение. Понравилось, что пытались ответить на все вопросы.
– Было интересно, но называть студентов глупыми не стоило.
– Было интересно и познавательно, очень хорошая обстановка. Каждый мог высказать свое мнение.
В конце встречи мы попросили студентов не забывать, что они будущие педагоги и воспитание нашего будущего поколения ляжет на их плечи. А это уже не будет случайностью, это закономерность, которая следует из выбранной ими профессии.
Д. Н. Федяева, социальный работник
Скорбященский женский монастырь