«Нельзя отдавать Победу, которую твои предки добыли в тяжелой, кровавой войне»

11 декабря 2019 года, в Нижнетагильском драматическом театре имени Дмитрия Мамина-Сибиряка, состоялось главное событие VI Епархиальных Знаменских образовательных чтений — расширенное пленарное заседание. В ходе работы церковно-общественного форума, посвященного теме сохранения наследия Великой Победы, прозвучал доклад Маланчева Богдана Владимировича, преподавателя истории МАОУ СОШ №6 г. Кушва. Темой выступления стала «Проблема искажения истории Второй мировой войны в рамках информационного противостояния».

«Дорогие друзья, здравствуйте! Позвольте всех вас, собравшихся в этом зале, поздравить с приближающимся юбилеем — семидесятипятилетием Великой Победы! Поскольку победа эта – это центральный пункт всей русской истории. Не только советской истории, но и русской. Дело в том, что с тысяча девятьсот сорок первого года по тысяча девятьсот сорок пятый год мы столкнулись с врагом, который ставил задачу физического уничтожения миллионов русских и метафизического уничтожения, то есть, стирания из истории всех остальных. Русских не должно было существовать, в соответствии с планом «Ост». Такой задачи не ставил ни Наполеон в тысяча восемьсот двенадцатом году, ни Вильгельм ll в тысяча девятьсот четырнадцатом году. В этих и других конфликтах речь шла об обычной войне: могли быть победители, могли быть проигравшие, но никто не собирался физически уничтожать проигравших и стирать их из истории. В тысяча девятьсот сорок первом по сорок пятый год Третий Рейх, гитлеровский режим собирался сделать именно это. В этом плане наша Победа Девятого мая сорок пятого года не идет ни в какое сравнение с победой в Отечественной войне в тысяча восемьсот двенадцатом году; Великая Отечественная война не идет ни в какое сравнение с Первой мировой войной, в которой Россия потерпела поражение. Не идет в сравнение не только потому, что мы выиграли эту войну, а потому, что мы выиграли право остаться в истории.

Казалось бы, после тысяча девятьсот девяносто первого года, когда прекратил свое существование Советский Союз – коммунистический строй, с которым формально боролся Запад, и противостояние на уровне идей, противостояние в информационной сфере должны было уйти, но вышло все совершенно по-другому. После девяноста первого года идеологи Запада перестали скрывать, с кем они боролись. В конце девяностых годов, отвечая на вопросы французского издания Le Nouvel Observateur, Збигнев Бжезинский сказал следующую речь: «Не надо морочить себе голову. Мы боролись не с коммунизмом, мы боролись с Россией, как бы она не называлась». И вот то, обостренное отношение между Россией и Западом, которое началось с Сирийского кризиса и продолжается Украинским кризисом, — это обострение называют «Новой холодной войной». Но этот термин здесь не совсем точен, так как Холодная война, в строгом смысле этого слова — это противостояние двух различных систем: идеологических, социально-экономических, систем капитализма и социализма. То, что мы имеем сейчас — это нечто иное, но тем не менее развивается война в сфере идей. Иногда ее называют информационной войной. И главный объект в информационной войне Запада на сегодняшний день – это Великая Отечественная война.

Почему? Мы можем выделить два аспекта: внутренний аспект и внешний. Внутренний аспект связан вот с чем. Победа в Великой Отечественной войне – это то главное, если не единственное, что объединяет людей на всем постсоветском пространстве СНГ. Эта наша общая победа, на которой не только русский народ отстоял свое право на существование, но и другие коренные народы России. Потери страшные понесли и украинцы, и белорусы, и другие народы. То есть удар по Великой Отечественной войне, подрыв ее значения, подрыв информационный – это удар по внутренним скрепам.

Но еще более серьёзная проблема – это внешний аспект информационных атак на Великую Отечественную войну. Здесь дело состоит в том, что статус великой державы Советский Союз обрел в результате того, что он был главным победителем во Второй мировой войне, поскольку главный удар пришелся на Советский Союз, и СССР вытащил на себе эту войну. В связи с этим Россия является правопреемницей Советского Союза и статус великой державы, и право «вето» в совете ООН принадлежит на этом основании России, потому что мы победители. И если попытаться доказать, что Советский Союз вовсе не был победителем в этой войне, то выходит, что и Россия — не великая держава.

Каким образом идет процесс доказательств, что Советский Союз не победитель? Сейчас я тезисно обозначу основные проблемы.

Первый момент здесь такой: СССР несет такую же ответственность за развязывание войны, как и Третий Рейх. Потому что это СССР подписал договор с Германией – знаменитый «Пакт Риббентропа-Молотова», и этот договор открыл путь к войне. Второй момент, СССР и Третий Рейх – это две тоталитарные страны, два тоталитарных государства, разницы между ними никакой нет, вина лежит на них на обоих, как говорится — «чума на оба ваших дома». И еще один момент — это Запад внес решающий вклад в победу во Второй мировой войне, и без их помощи СССР никогда не смог одержать ее. Ну здесь имеется в виду ленд-лиз, и та помощь, которая действительно была значительной. Но при этом нужно помнить одно обстоятельство.

Основная часть помощи пришла в сорок третьем году, тогда, когда основной перелом в войне случился — стратегическая инициатива пришла в руки Красной армии. Я уже не говорю о том, что войны выигрывают не тушёнки и не машины, а войны выигрывают те, кто умеют убивать и умирать за свою Родину.

Есть несколько классических приемов постановки вопроса, которые наши, так называемые западные партнеры, очень любят. Во-первый массовый исторический процесс разбивается на мелкие индивидуальные проблемы. То есть говорят — важно индивидуальное переживание войны каждым человеком. Конечно важно, тут и не поспоришь. Еще говорят, что важно, как люди воспринимают, что они помнят о войне. Таким образом, целостный процесс разбивается на молекулы и исчезает важное: исчезает противостояние, исчезают сражения, исчезают победители и побежденные. Все в такой ситуации оказываются побежденными. Таким образом у нас крадут Победу. Еще одна вещь, смешение агрессора и жертвы. Часто говорят, что Сталин так же виноват в войне, как и Гитлер. Но это ведь не Сталин напал на Гитлера, а Гитлер напал на Сталина. Это Третий Рейх напал на Советский Союз. И любая постановка вопроса о том, что Советский Союз так же виноват в войне, как и Третий Рейх, она уравнивает агрессора и объект агрессии, и таким образом частично снимает вину с нацизма и с Гитлера.

И последнее по счету, но не по значению — это русский фактор, который практически не упоминается в нынешних разговорах о Второй мировой войне. Не упоминается и русский героизм, о котором много писали и Черчилль, и Эйзенхауэр, и вообще вопрос о победе Советского Союза во Второй мировой войне не ставился, вплоть до девяноста первого года. Это была аксиома, очевидная и понятная всем вещь. И только после того, как Советский Союз рухнул, появились подобные разговоры. Кроме того, русский фактор не анализируется и не ставиться под вопрос по имени жертвы, а ведь Советский Союз потерял двадцать семь миллионов человек. Страшная цифра. Из них более четырнадцати миллионов были уничтожены немцами совершенно сознательно. Кроме того, были военные потери, были те, кто погиб в плену, или был угнан в Германию и погиб там. И это самый настоящий геноцид. И нужно это помнить. И когда в жертвы Второй мировой войны попадают евреи, цыгане и другие народы, но при этом ничего не говорится о русских, которых погибло огромное количество, я считаю, что это пренебрежительное отношение к русским, это проявление русофобии. И это должно пресекаться очень жестко. Ну и самое главное, для того, чтобы спорить с нашими западными партнёрами, нужно очень хорошо знать историю.

Это то, что я хотел сказать. И последнее, что я хотел бы сказать в качестве эпилога. В войнах не бывает так, чтобы не было победителей и побежденных. Я точно знаю кто победил в этой войне: в этой войне победил советский народ, в этой войне, например, победил мой дедушка. И когда говорят, что нет победителей и побежденных, я чисто физически чувствую, как у меня хотят украсть победу, и я никогда не позволю этого сделать, не только потому что я российский гражданин, но и потому что нельзя отдавать победу, которую твои предки добыли в тяжелой, кровавой войне. И эту вещь нужно всегда помнить. Память историческая, тем более о таком важнейшем для нашего национального самосознании событии, как Великая Отечественная война и победа над фашизмом, сегодня, в современных условиях нуждается в защите. И защита эта — дело не только историков. Такие вещи можно и нужно защищать только коллективными усилиями всего гражданского общества, и для этого мы сегодня с вами здесь собралась».

 

Новости, Новости епархии | 14 декабря 2019

Вам может быть интересно: