«Не жалейте время на детей»
Так звучала июньская тема литературной гостиной «Беседа с собственным сердцем». Для чтения и обсуждения мы выбрали рассказы Василия Белова «Скворцы», Галины Корниловой «Бедная Валя» и Тамары Михеевой «Три желания».
Чувства и переживания ребёнка… К сожалению, взрослый человек забывает, что и он когда-то был ребёнком. И у него были боли и обиды, оставившие негативный след во всей последующей жизни. Родителям и воспитателям надо быть внимательными к внутреннему миру ребёнка. И тем более к подросткам. Но это всё теория. А что нам говорит художественная литература, призванная к воспитанию чувств?
Первым мы прочитали рассказ Василия Белова «Скворцы», написанный в далеком 1963 году, но не потерявший своей актуальности и сегодня. В этом произведении остро поставлены вопросы нравственного выбора, ответственности за других. Главный герой, мальчик Павлуня, болезнью прикован к постели. Ольга была удивлена его наблюдательностью. Мальчик радуется и золотистой капле, и стеблю прошлогоднего репейника, и белому снегу, и синему небу. Он смотрит, как трудятся скворцы, слушает их пение. У него нет ни книг, ни телевизора, ни компьютера, ни телефона. Зато у него богатая фантазия, умение наблюдать жизнь. Лидия заметила, что у Павлуни существует тесная связь с отцом: «…пошаборшил у него на голове, как раз в том месте, где пониже макушки сходились и закручивались воронкой Павлунины волосята». Татьяну поразило страшное чувство его горя, увидевшего разбитые птичьи яйца: своим маленьким сердцем он понимает цену жизни. Для него было потрясением увидеть «осколки небесной, в пятнышках, тонкой скорлупы скворчиных яичек». Людмила отметила смиренное перенесение болезни: он ни на что не жалуется, терпит свою временную немощь. Но когда требуется помощь, Павлуня, не раздумывая, бросается спасать скворчиное жильё. И в этой трагической ситуации ребёнка поддерживают мудрые и любящие родители. Наш маленький герой, несмотря на физическую слабость, обладает сильным характером, добрым и отзывчивым сердцем, способным чувствовать чужую боль, – говорили участники встречи.
Рассказ Галины Корниловой о девочке Вале, которая «может идти с матерью куда угодно и что угодно встречать на своём пути, страшно ей всё равно не будет». Но ей совершенно не интересно и страшно в детском саду. Она боится воспитательницы, её раздражают шумные, дерущиеся и жалующиеся друг на друга дети. Но Валя любит животных, заметила Александра, и способна увидеть жизнь даже в неодушевленном предмете, придумав себе щенка Тобика. Елена сказала, что настоящие педагоги – две цыганки, сумевшие понять маленькую девочку, а Зоя Андреевна, выбросившая за забор подаренное яблоко, не имеет права быть воспитателем. К сожалению, таких педагогов, – признала Ольга, – хватает в нашей жизни. А Татьяна добавила, что и в каждой из нас сидит такая вот Зоя Андреевна.
Но самое большое впечатление произвёл на слушателей рассказ Тамары Михеевой «Три желания». Лето, рыбацкий поселок, подростковая компания. Все подчиняются лидеру – красавице Кире. Самый забитый из всех ребят – толстяк Кабанчик. Кира требует от него выполнить три желания, которые всем остальным ребятам кажутся невыполнимыми. Но Кабанчик их выполняет, проявив и силу, и смелость, и ум. Мишка-Кабанчик из всей компании оказался самым справедливым и честным – отметила Людмила. Лидия добавила, что он единственный сумел твёрдо противопоставить себя лидеру Кире, а остальные, зная об опасности, промолчали, показали свою слабость. Елена назвала Родьку-Дусю, от имени которого ведётся повествование, нежным и романтичным, способным видеть вокруг прекрасное, созерцать звёзды и рассвет. И задумывающимся над сложными жизненными вопросами – утверждала Татьяна. А Ольга заметила, что Кира, имея сильный характер, подавляет, подчиняет себе более слабых, и, по сути своей, – эгоистична. Будет ли для ребят случившаяся трагедия уроком? Да, каждый из компании получил урок – сделали окончательный вывод наши гости.
Прочитанные небольшие произведения заставляют задуматься и нас, взрослых, – говорили в завершении встречи присутствующие – и детям, и подросткам послужат материалом для воспитания чувств.