«Не потерять во времени вневременное»: конференция с участием монашествующих Нижнетагильской епархии прошла в монастыре святых Царственных страстотерпцев
По благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения 5 декабря 2024 года в монастыре святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме состоялась конференция монашествующих Екатеринбургской митрополии. Настоятель Свято-Троицкого Всецарицынского мужского монастыря Алексий (Малетин) и настоятельница Скорбященского женского монастыря Мария (Сташевская) приняли участие в конференции «Древние монашеские традиции в условиях современности». Конференция началась совместной молитвой и причащением Святых Христовых Таин на Божественной литургии.
В конференции приняло участие 72 монашествующих из монастырей Екатеринбургской митрополии и Екатеринбургской духовной семинарии, в том числе из Свято-Николаевского Верхотурского, Крестовоздвиженского, святых Царственных страстотерпцев Екатеринбургской епархии, Преображенского Каменской епархии, Свято-Троицкого Всецарицынского Нижнетагильской епархии мужских монастырей; Верхотурского Покровского, Александро-Невского Ново-Тихвинского, Красноярского Благовещенского Борисоглебского и Боголюбского Екатеринбургской епархии, Скорбященского Нижнетагильской епархии, Елисаветинского Алапаевской епархии, Колчеданского Покровского Каменской епархии и Краснотурьинского Свято-Пантелеимоновского Серовской епархии женских монастырей; женской монашеской общины при Архиерейском подворье в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» поселка Новая Утка Екатеринбургской епархии.
С архипастырским словом к участникам конференции обратился митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений. Владыка привел слова апостола Павла, который побуждает нас к мудрому отношению ко времени, «яко дние лукавы суть» (Еф. 5:15). Действительно, время очень многогранно влияет на жизнь и маленького человека, и целой нации, а влияние это, без должного направления, может быть и на пользу, и во вред. С другой стороны, отдаляя от нас прошлое, время способно вымывать из памяти эпизоды жизни, истории, соделывает трудом обращение к опыту поколений. Время, к сожалению, часто определяет сознание. Старец Моисей Оптинский мудро заметил: «Справедливо то, что не мы распоряжаемся временем, а оно нами. А действия наши должны быть основаны на истине».
– Мы, монахи, – наследники тех преподобных и богоносных отцов, которые, отрекшись от мира, искали Бога в уединении пустынь и скал. Со временем, к отшельническому образу жизни присовокупился опыт общежительного монашества, монастыри начали появляться в городах. И вот сегодня, спустя полтора тысячелетия с зарождения монашества, перед отвергшимися от мира иноками нередко встают задачи идти в мир. И если внешне монахи становятся современными, то мы все прекрасно должны понимать, что должно оставаться непреходящим — внутренняя отрешенность от мира, всецелое упование на Бога, опыт соприкосновения со Словом Божиим, обращение к Святым Отцам, молитва, пост, – отметил архипастырь.
В этом контексте, отметил владыка, перед нами встает задача первостепенной важности: не потерять во времени вневременное. Это то, о чем предостерегает нас апостол Павел и то, о чем предупреждает нас старец Моисей. Долгое время казалось, что никогда не придется ставить перед собой задачу актуализировать память о Великой Победе. Живая в сердцах наших дедов и прадедов память казалась нам непреходящей, а наша благодарность им несомненной.
Работа над этой победой была сопряжена с колоссальными ранами на теле нашего общества вследствие страшных потерь и трагедий, нередко на грани разочарования в существовании человечности и в торжестве добра. Миссия Церкви, священства и монашества была определена этими немыслимыми обстоятельствами. И свет Христов проливался там, где уже не могло быть надежды на свет. Господь Своей милостью провел нас через чреду тяжелейших испытаний. Это закалка, которой лучше бы вообще не было, но именно эта закалка воспитала в нашем народе и в Русской Церкви уникальный духовный опыт, который вот уже 80 лет передается из поколения в поколение.
Архипастырь призвал собравшихся не только слушать, но и слышать. Не только смотреть, но и видеть. Не только говорить, но и понимать.
– С Божией помощью, пусть этот день пройдет в плодотворных размышлениях о вечном, – пожелал владыка.
Первым из докладчиков выступил преподаватель Екатеринбургской духовной семинарии иеромонах Герасим (Водовозов). В своем докладе «Монахи – воины Христовы?» отец Герасим раскрыл мысль о том, что в Священном Писании и Священном Предании Церкви содержится множество сравнений жизни христианина с воинским служением. В особенности образ воина получил развитие в аскетической монашеской литературе и в монашеском делании. Воинские образы монаха всегда метафоричны. Подвижник представляется воином, вышедшим на поле брани, на битву с врагом. Но битва монаха не против людей, и оружие его – не есть орудие убийства. Монашествующий принимает броню правды, щит спасения и меч духовный – четки. То есть главное оружие монаха – молитва. Наряду с образом воина вся жизнь христианская вообще и подвиг монашеский в частности сравнивается с бранью. Поле брани воина Христова – это сердце человеческое, обуреваемое страстями и помыслами. Враги на этом поле брани – духи злобы поднебесной, посылающие греховные наваждения. Цель монаха – победить, а победа эта – спасение во Христе. Воинское подобие монаха состоит также в том, что он, как и солдат, не имеет при себе ни хозяйства, ни семьи, ни других забот, а только служит своему военачальнику. Монастырь представляется воинским станом, где есть свой устав и свой предводитель – игумен. Главное различие между воином мирским и воином духовным – конечная цель. Монах пребывает в брани не ради богатств или славы, а ради обретения Царствия Божия.
Заведующий библиотекой Екатеринбургской духовной семинарии иеромонах Амвросий (Дегтярев) в своем докладе «”Во огни искушений подавай веру и упование на Промысл и помощь Всеблагого Господа”. Миссия монашествующих в годы кризисов и потрясений» отметил, что, сохраняя веру и упование на Промысл Божий, монашествующие вдохновляют окружающих на духовную брань и молитвенное делание, что особенно важно в трудные периоды жизни Отечества и народа. Примеры монашеского служения в годы потрясений можно найти как в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской XX века – преподобные Иоанн Верхотурский и Кукша Одесский, так и во времена Смуты – подвиг насельников Троице-Сергиевой Лавры. Более того, начало жертвенному служению Отечеству было положено преподобным Сергием Радонежским. В своем подвиге монах руководствуется Евангельскими заповедями и все события воспринимает через призму Промысла Божия. Усиливая молитву о мире в годы кризисов, монах может дать человеку духовное утешение своей молитвой, состраданием и любовью. Кроме того, призыв к покаянию со стороны монашествующего способен произвести сильное впечатление на людей. При этом монах должен оберегать себя от гордости, помнить о смирении, не допускать громких и ярких речей, особенно если не имеется накопленного опыта монашеского делания. В трудные времена монастырь может стать тихой гаванью для верующих. В таких случаях особое служение монашествующих приобретает черты социального служения.
Настоятельница женского монастыря во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны города Алапаевска игумения Смарагда (Зыкова) представила доклад на тему «Духовная брань. Что пишут Святые Отцы о доспехах, оружии и броне для монашествующих». В своем выступлении она напомнила, что «Царствие Небесное нудится…», и желающим попасть в него предстоит борьба до самой смерти, ежедневная, ежечасная и непрестанная – с похотью плотской, похотью очес, и гордостью житейской, проливая кровь, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), для принятия Духа. Монашество – это непрерывное искание Божественного Света, на пути к которому и запинают монаха духи злобы поднебесной, и он до конца жизни борется с ними. Отцы сравнивали постриг с записью в войско Царя Небеснаго и беспрестанным изучением им боевого дела для будущих сражений. Действительно, все монашеские одежды свидетельствуют о вступлении в войско Христово. Внутренняя брань без доспехов, коими называются добродетели, не мыслима. Главным же оружием именуется молитва в клети сердечной. Именно там – поле брани, именно там душа борется с сатаной и его клевретами. Однако, имея в арсенале многие оружия и доспехи духовные, вернейшим из них на пути победы, является смирение.
Старший помощник проректора по воспитательной работе, преподаватель Екатеринбургской духовной семинарии иеродиакон Далмат (Федирко) в докладе «Отечество Небесное и Отечество земное – осмысление патриотизма в монашестве. Грань между филетизмом и патриотизмом», пришел к выводу, что именно духовная жизнь народа – это то, за что стоит любить свой народ, бороться за него, а если надо, то и погибнуть. Именно в своеобразии духовной жизни народа и находится та сущность Родины, которую стоит любить больше себя. С ней действительно стоит слить свою жизнь, потому что духовная жизнь народа верна и драгоценна перед лицом Божиим. Таким образом, мы любим не просто некую абстрактную Родину, а освященное Духом Божиим Отечество и наш народ Божий – его культуру, его историю, его обычаи, его сказки, его характер. Именно таким образом, можно соединить Любовь к Небесному и земному Отечеству.
Студент четвертого курса бакалавриата Екатеринбургской духовной семинарии иеродиакон Александр (Шлянин) представил доклад на тему «Религиозные корни победы в Великой Отечественной войне». Докладчик отметил, что как борьба на фронте была непрестанной, так и молитва Церкви за Отечество была непрекращающейся, поскольку молитва всех верных православных христиан – главное средство духовной поддержки борющегося народа, как на фронте, так и в тылу. Отец Александр на основании исторических источников выявил такую тенденцию: мероприятия светских властей в отношении Православной Церкви влияли на положение дел на фронте. Как преступления против Церкви приближали врага к столице, так и ослабление гонений приближало победу нашего народа. Как любая война – это попущение Божие, так и победа в войне – это Божий дар и чудо, совершённое ради всего народа, всего Отечества.
Насельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря города Екатеринбурга монахиня Евстафия (Морозова) представила в своем докладе живой пример для современного поколения монашествующих. Тема доклада – «Схимонахиня Николая (Засыпкина): служение в годы Великой Отечественной Войны». Удивительная судьба схимонахини Николаи (Галины Андреевны Засыпкиной) показывает нам подлинное монашество в советский период, когда матушка Николая, пройдя множество испытаний, сохранила преданность воле Божией и горячую молитву. Оказавшись на фронте Великой Отечественной войны, она сохранила главное – внутреннее делание: бодрствование, молитву, хранение своей чистоты и веры, руководствуясь заповедью своей старицы: «От креста не отрекаться и ничего не бояться». Впоследствии она сама стала старицей – поддержкой и утешением для ближних.
Докладчики ответили на вопросы участников конференции, были высказаны содержательные суждения по теме Международных Рождественских образовательных чтений в контексте древних монашеских традиции в условиях современности.
– В общении православных монастырей между собой, обмене опытом по устроению духовной жизни проявляется дух единства и взаимопонимания, поэтому подобные конференции традиционно проводятся в Екатеринбургской митрополии, – отметил благочинный Монастырского церковного округа игумен Иероним (Миронов).
Конференция в Екатеринбурге принесла всем чувство единства и живого духовного общения. Докладчикам были заданы интересные, жизненные вопросы, и ответы были исчерпывающими и глубокими, дающими верные ориентиры в духовной жизни.
По результатам обсуждения участники конференции приняли итоговый документ.
Источник: Екатеринбургская епархия