На службе Богу, Отечеству и людям: исторический эскиз к портрету невьянского пастыря
200-летию со дня рождения протоиерея Поликарпа Шишова посвящается
Смерть бессильна вычеркнуть из памяти живых дела и образы тех,
кто оставил неизгладимый след своим служением людям, след
любви к человечеству, оставил живым заветы, преисполненные
высокого смысла творить во имя счастья других.
Юрий Соркин – врач-хирург, исследователь
В 2020 году исполнилось 310 лет, с того момента, как в Невьянском заводе был открыт первый деревянный храм в честь Преображения Господня. Спустя десятилетия, взамен той, сгоревшей в 1826 году, церкви усердием многочисленных доброхотов был возведён уже каменный храм, престол которого также был освящён в честь Спаса Преображения.
Спасо-Преображенский собор и часовня-памятник
В немногочисленной литературе и исследовательских работах, посвящённых Преображенскому храму (в 1912 году был присвоен статус собора), он описан, прежде всего, как исторический, архитектурный и художественный памятник. Значительно меньше внимания уделено ему как центру, где аккумулировалась вся приходская и церковная жизнь невьянцев под духовным руководством настоятелей и другого духовенства Спасо-Преображенского храма.
Штат священнослужителей и причта невьянского православного прихода был невелик, начиная с середины XIX столетия в него входили: один настоятель, два священника, два диакона, два псаломщика (иногда в штат принимался и дополнительный «сверхштатный» третий псаломщик), одна просвирня, хор певчих и староста. Среди тех, кто в разные годы совершал своё служение в храме, было немало замечательных людей, ставших частью славной истории Невьянска. Изучая их биографии, мы находим неотделимые моменты из жизни обывателей, в том числе и переплетение важных свершений всей истории Невьянска в целом.
Осветить, пусть даже вкратце, все грани пастырского служения одного из настоятелей Спасо-Преображенского храма, посвятившего почти всю свою священническую жизнь Невьянскому приходу и его прихожанам, в одной небольшой статье невозможно. Но выделить очевидные и основные признаки его организаторского таланта – дело важное и нужное. Вниманию читателей представлен исторический эскиз к портрету кавалера ордена Святой Анны III степени, маститого протоиерея Поликарпа Стефановича Шишова.
Будущий священнослужитель появился на свет Божий 23 февраля (8 марта по новому стилю) 1821 года в селе Голубковское Ирбитского уезда в семье потомственного священника Стефана Семёновича Шишова (1786-1865) и матушки Стефаниды Прокопьевны. На момент рождения сына отец Стефан совершал своё служение в храме в честь Вознесения Господня села Голубковского.
С отличием окончив Пермскую Духовную семинарию с аттестатом первого разряда, Поликарп Стефанович в августе 1844 года был назначен учителем в Екатеринбургское Духовное училище. Прослужив с усердием в должности преподавателя более двух лет, Поликарп был замечен епархиальным начальством и представлен к рукоположению в духовный сан. 22 октября 1844 года состоялась его хиротония во священника, после которой молодой батюшка Поликарп был назначен настоятелем Николаевского храма Верхне-Туринского завода. Совершая и далее с должным усердием своё служение Церкви, отец Поликарп с ответственностью относился к своим обязанностям. В двухлетний период своего пребывания на Верхне-Туринском приходе, он не только занимался учительской деятельностью в местной горнозаводской школе, преподавая Закон Божий, но и проводил общественную работу в составе Верхне-Туринского оспенного Комитета.
20 октября 1846 года в жизни батюшки Поликарпа открылась новая страница. По личному распоряжению Высокопреосвященнейшего Аркадия (Фёдорова) архиепископа Пермского и Верхотурского его перевели для служения в Невьянский завод на должность настоятеля Спасо-Преображенского храма. Благо, что именно здесь в Невьянске, на благие, полезные дела и служение отцу Поликарпу было отпущено много времени. Период его настоятельства полон процветания и новшеств, это ещё одна славная часть истории Спасо-Преображенского прихода. Именитые заводчики, богатеи-купцы, горные инженеры и состоятельные крестьяне, а также и духовные лица – все внесли свой вклад в процветание Невьянской святыни, храма Божия.
Горячая проповедь красноречивого талантливого пастыря стала привлекать в церковь Господню местных обывателей. Изначально богомольцев и слушателей было мало: приход только по объёму был велик, но «настоящих» – деятельных и активных – прихожан почти не было. Как и прежде успешно сочетал заботливый батюшка пастырскую и преподавательскую службу. На протяжении нескольких лет отец Поликарп был законоучителем различных учебных заведений Невьянского завода: штатного училища, женской церковно-приходской школы, мужского училища, а с февраля 1866-го по ноябрь 1871 года он был учителем русского языка, истории и арифметики заводского приходского училища. Здесь стоит вспомнить и его исследовательский труд, посвящённый этнографическим сведениям о жителях Невьянского завода, получивший в январе 1850 года «искреннюю благодарность» от Русского Географического Общества. После положительного отзыва невьянский пастырь стал членом Пермского губернского статистического комитета. С июня 1875 года по февраль 1881 года, отец Поликарп вёл активную противораскольническую работу в должности епархиального окружного миссионера. Это ещё более обязывало его к получению знаний по истории раскола. Немаловажным обстоятельством для этого было и то, что в Невьянском приходе была сосредоточена обширная библиотека миссионерского характера. Образованный и начитанный пастырь это послушание исполнял с присущим ему усердием, не раз получая от Преосвященных владык в свой адрес благодарности и благословения.
Отдельная заслуга отца Поликарпа в том, что при его настоятельстве, а значит при творческом и созидательном участии были проведены значительные ремонтно-строительные и реставрационные работы в храме. Даже в условиях того времени любое обновление церкви требовало от настоятеля невероятных сил и терпения. Организаторский талант пастыря не заставил себя ждать. Батюшка Поликарп Шишов совместно с общиной придал храму ещё более благолепный вид и опрятное состояние. Его желание приукрасить Дом Божий дополнительными строительными работами по экстерьеру и перестройками в интерьере храма послужили формированию всего художественного архитектурного ансамбля Спасо-Преображенского храма. Во все последующие десятилетия, до самой ликвидации соборного храма таких масштабных и значительных перестроек во внутреннем убранстве церкви больше не проводилось.
В августе 1851 года, по благословению Пермского владыки Аркадия (Фёдорова), к основному объёму храма началось возведение каменного притвора (трапезной) и колокольни. Свои строительные таланты в Невьянске особо проявил подрядчик Артемий Яковлевич Мусатов – каменных, штукатурных и плотницких дел мастер. Спустя десять лет строительство было завершено. Особо активным помощником у отца Поликарпа в те годы был местный крестьянин Иаков Никитович Сухарев, прослуживший в должности приходского старосты в течение 18 лет.
Невьянск. Вид на собор и башню
По окончании возведения обширной трапезной и величавой трёхъярусной колокольни, по благословению Преосвященного Митрофана (Вицинского), епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии, состоялось освящение дополнительных двух придельных алтарей. Отец Поликарп 28 июня 1864 года совершил чин освящения правого (южного) придела в честь Воеводы небесного воинства Архангела Михаила, сооружённого в память отмены крепостного права. Левый (северный) – в честь Святителя и Чудотворца Николая и преподобного Саввы Освященного – батюшка освятил 22 октября 1865 года.
Почти одновременно произошли перемены и в убранстве главного храма и его придельных алтарей. В 1864 году был установлен новый четырёхъярусный иконостас. Обновлены иконостасы Успенского и Петропавловского приделов.
Иконостас главного алтаря Спасо-Преображенского собора
А тем временем размеренно и неторопливо шла жизни прихода. Отец Поликарп и вверенные ему члены клира и причта продолжали нести своё служение. Священнослужители с особой ответственностью участвовали в жизни своих прихожан. Крестили новорождённых детей, наставляли в вере и благочестии, венчали новобрачных, напутствовали умирающих, провожали в последний путь усопших. Члены общины во главе с настоятелем отцом Поликарпом участвовали в работе патриотических организаций, собирали пожертвования и оказывали другую благотворительную помощь для бедных и особо нуждающихся. Известно о том, что при участии отца Поликарпа в период 1876-1880 гг. было собрано «в пользу больных и раненых воинов и на благо Российского Общества Красного Креста» и поступило в Пермскую Духовную консисторию 384 рубля 60 копеек. В фонд помощи вдовам и детям сиротам духовного сословия в 1879 году приходом Спасо-Преображенского храма было собрано 19 рублей 72 копейки. Для нужд Пермского епархиального Миссионерского Комитета в январе 1880 года отцом Поликарпом было пожертвовано 16 рублей 66 копеек.
Начавшаяся Крымская война (1853-1856) также отозвалась в сердцах невьянцев. Не осталась в стороне и православная община. Были организованы сборы денежных средств в поддержку военнослужащих Русской Армии. Кроме того, в период Крымской войны невьянский настоятель в пользу воинов Императорской Армии из своих личных средств ежегодно отчислял 11 рублей 90 копеек. По окончании войны за проявленный патриотизм отцу Поликарпу в 1856 году от государя императора Александра II была объявлена «высочайшая» благодарность и пожалован памятный бронзовый наперсный крест, носимый на Владимирской ленте.
1 августа 1868 года Невьянский завод и храм Спаса Преображения посетил августейший гость – его высочество великий князь Владимир Александрович Романов – сын государя императора Александра II. Великий князь, путешествуя по необъятным просторам Российской империи, особо уделил своё внимание некоторым городам и заводам на территории Сибири, в том числе и в Пермской губернии. Его кортеж, следуя из Екатеринбурга в Кушвинский завод, сделал остановку в Шуралинском заводе, где Владимир Александрович Романов обозрел местную церковь и завод. Далее его путь лежал через Невьянск, где он «соизволил посетить» Спасо-Преображенский храм. В благолепных и убранных стенах храма великий князь был встречен заводским духовенством во главе с настоятелем отцом Поликарпом Шишовым, попечителями, заводскими чиновниками, именитыми прихожанами.
За особое ревностное служение в 1870 году по решению духовенства отец Поликарп был назначен благочинным приходов, входящих во второй округ Екатеринбургского уезда. Невзирая на свою постоянную загруженность в храме и учебных заведениях, невьянский батюшка с особой заботой относился к своему приходу. Своей харизмой пастырь смог привлечь активных прихожан к исполнению различных послушаний в храмовых делах. Он очень тактично и умело распределял функции каждого деятельного члена своей общины. Некоторые невьянские коммерсанты вкладывали деньги в новые для себя виды деятельности. Иные же заботились о благолепии храма Божия, сохраняя и преумножая церковную красоту на многие десятилетия вперёд, по-своему стараясь преображать падшего человека на пути к Богу, и в надежде на то, что облик Спасо-Преображенского храма прекрасно соответствует всей торжествующей мощи официальной Церкви, а парадный стиль классицизма со своими строгими пропорциями архитектуры и богатым убранством служит олицетворением твердыни и непоколебимой основой, сердцем местной православной общины.
В рассматриваемом периоде служения отца Поликарпа в Невьянском заводе, особо хочется выделить тот факт, что в православном приходе появляются две приписные церкви. Одна из них была открыта на территории местного кладбища в помещении бывшей деревянной часовни 1866 года постройки. В дальнейшем при настоятельстве отца Поликарпа и его усердных, да ещё и состоятельных прихожан по указу Пермского владыки Неофита (Соснина), часовня была реконструирована в небольшой храм, освящённый в 1871 году в честь Вознесения Господня.
Следующий приписной храм был расположен в небольшой деревне Федьковке. Его появлению также предшествовала возведённая ранее небольшая деревянная часовня. Указом Пермской Духовной консистории за № 1466 от 6 ноября 1881 года разрешалось перестроить часовню за счёт благотворителей в храм. 20 июня 1882 года отец Поликарп совершил чин освящения деревенской церковки в честь святого праведного Прокопия Устюжского.
Активно занимаясь миссионерской, приходской деятельностью и иными заботами своего храма, отец Поликарп с неподдельной отцовской заботой выполнял возложенные на него обязанности благочинного, постоянно присутствовал на экзаменационных испытаниях во всех церковно-приходских школах сельских и деревенских приходов. По распоряжению Духовной консистории нередко батюшка выезжал в заводы для совершения чинопоследований на закладку первого камня при строительстве новой церкви. Служил уставные водосвятные молебны, участвовал в престольных торжествах приходов находящихся на вверенной ему территории.
Привлекая крупные финансовые вложения невьянских купцов в пользу храма, отец Поликарп поддерживает традицию местной благотворительности. Каждый из купцов старался привнести в приход что-то своё, особое и ценное. Не лишним будет вспомнить здесь и о купце Иване Захаровиче Карпове, как о самом богатейшем меценате, вносившим немалые денежные средства для процветания и благоукрашения Спасо-Преображенского храма. Ивану Захаровичу было доверено возглавить финансово-хозяйственную часть прихода. На протяжении нескольких лет уважаемый всеми Иван Захарович Карпов исполнял должность церковного старосты.
Совместно с меценатами-купцами отец Поликарп спешил реализовать ещё несколько своих замыслов. Первое – это установить величественный иконостас главного алтаря. Для начала работ был подготовлен проект и эскиз, представленный на суд Пермскому владыке. Возражений против такого «доброделания» от архиерея не последовало. В свою очередь Пермский Преосвященный владыка Вассиан (Чудновский) 29 мая (4 июня) 1879 года дал положительную резолюцию, разрешающую устроить новый иконостас по представленному ранее рисунку. Далее тщанием отца Поликарпа в адрес благодетелей последовала благодарность. Указом от 22 февраля (18 марта) 1880 года за № 495 Благословенными грамотами Святейшего Синода были отмечены следующие невьянцы: купец Иван Карпов за пожертвование на возведение нового иконостаса в Спасо-Преображенский храм Невьянского завода 2000 рублей, купец Михаил Рожнов за пожертвование 1 400 рублей и купец Андрей Филиппов за вклад в пользу храма различными вещами на общую сумму 150 рублей.
Вторая, последняя, забота неутомимого пастыря – это увековечивание памяти венценосного страдальца государя императора и реформатора Александра II, скончавшегося от смертельных ран 1 марта 1881 года. Очередной раз задуманное пастырем строительство ждало своего развития и завершения. В очень сжатые сроки был подготовлен проект каменной часовни-памятника. Согласно резолюции Пермской Духовной консистории в декабре 1881 года было получено разрешение на её строительство.
Возведение часовни обошлось приходу в 5030 рублей, при этом весьма значительную сумму купец Карпов выложил из своих личных средств, он же и курировал эту стройку. Известно, что кирпич для строительства часовни был приобретён Карповым у Быньговской заводской конторы, добытый при демонтаже старых заводских построек. Святые образа для убранства часовни были написаны в Нижнем Новгороде. Крест и шар (яблоко) для купола вызолотили в Москве. Паникадило (люстра) было доставлено из Тулы с фабрики церковных изделий купцов Лялиных. Иконостас выполнили резчики и позолотчики в Екатеринбургской мастерской Александра Кожевникова. Торжества по случаю освящения памятной часовни состоялись 1 октября 1884 году. Современники о появившейся в Невьянске часовни отзывались следующим образом: «… довольно порядочной вместимости и весьма недурной архитектуры».
Убранство Спасо-Преображенского собора
Но, увы, заботливый храмоздатель и благоукраситель Невьянска совсем немного не дожил до освящения часовни. Совершая своё служение в Спасо-Преображенском храме, он неустанно преображал его, добрыми и благими делами преображался сам. В предстоянии у Престола Божия, когда в храме шло богослужение, 24 сентября 1884 года отец Поликарп Шишов мирно скончался. Прошло несколько дней, и Невьянск заполнился его духовными чадами и почитателями. 27 сентября Преосвященнейший Нафанаил (Леондров), епископ Екатеринбургский и Ирбитский в сослужении целого сонма духовенства совершил чин отпевания новопреставленного протоиерея. По окончании чинопоследования священнического отпевания гроб с телом батюшки Поликарпа был обнесён вокруг Спасо-Преображенской церкви и предан земли с восточной стороны, близ алтаря.
За все годы своего неутомимого и творческого служения отец Поликарп производил положительные впечатления на епархиальных и викарных архиереев, за что был отмечен Пермской Духовной консисторией и Государством целым рядом церковно-иерархических и иных наград:
2 ноября 1847 года «за благочестное поведение и похвальное служение Святой Церкви» отец Поликарп получил свою первую награду – право ношения набедренника.
25 июля 1858 года «за постоянно-усердную и полезную службу» ему была пожалована бархатная скуфья.
31 мая 1862 года батюшка «всемилостивейше» был награждён камилавкой.
В 1863 году «за особенную ревность и успехи по обучению детей грамоте в женском церковно-приходском училище» отец Поликарп был отмечен Благословенной грамотой Святейшего Синода.
«За усердие по службе в должности благочинного», указом от 3 февраля 1864 года был «всемилостивейше» награждён орденом Святой Анны III степени.
Указом Святейшего Синода от 10 мая 1869 года от положения 20 апреля того же года за № 1753, пастырь был «высочайше» отмечен золотым наперсным крестом.
12 мая 1874 года отец Поликарп был возведён в сан протоиерея.
21 августа 1879 года отмечен памятной медалью Российского Общества Красного Креста.
Указом Святейшего Синода от 18 апреля 1881 года невьянский батюшка 4 июня того же года получил в награду «за усердие в должности благочинного» золотой наперсный крест с украшениями.
Не счесть и обилие различных благодарностей адресованных отцу Поликарпу.
О семье пастыря известно следующее. Его супругой была Антонина Михайловна (1828 г. р.). В браке родилось пятеро детей – три сына и две дочери. Но никто из его сыновей не продолжил священническую династию по линии отца Поликарпа Шишова. Сыновья пошли по светской стезе. Некоторые страницы жизни самого старшего из них хочется выделить особо.
Сергей Поликарпович Шишов, родился 26 июня 1858 года в Невьянском заводе. Он выбрал для себя самый гуманный вид профессиональной деятельности – стал врачом. По окончании в 1883 году Санкт-Петербургской Императорской Военно-медицинской академии ему было присвоено звание лекаря (врача). В самом начале 1884 года был принят на службу в Екатеринбургское земство в качестве врача земской больницы 6 участка Невьянского завода. Есть сведения, что после смерти своего отца протоиерея Поликарпа, врач Сергей Шишов обратился в Екатеринбургскую Духовную консисторию с заявлением о том, что его отец вовремя не смог получит своё жалование, которое было «удержано» новым благочинным. Вероятно, что на этой почве произошел конфликт с местным духовенством, после которого, Сергей Поликарпович был вынужден покинуть Невьянск. Далее местом его службы стал Полевской завод, где он продолжил трудиться в местной земской больнице, после чего произошло возвращение врача Шишова на свою малую родину. Около 1890 года он приехал в Невьянск в качестве врача частного заводского госпиталя наследников П. С. Яковлева. В марте 1899 года он поступил сверхштатным врачом Екатеринбургской почтово-телеграфной конторы. В 1903 году Сергей Поликарпович становится врачом-ординатором Екатеринбургской городской больницы. В тот же год его произвели в чин титулярного советника и коллежского асессора. Одновременно он помогал страждущим телесными недугами узникам, заключённым в Екатеринбургский тюремный замок. В январе 1909 года ему был присвоен чин надворного советника, а в марте того же года «за заслуги по народному здравию» в период Русско-Японской войны, ему был пожалован орден Святого Станислава III степени. Накануне революции 1917 года Сергей Александрович продолжал трудиться в Екатеринбургской городской больнице и следил за здоровьем учащихся Екатеринбургской художественно-промышленной школы. Далее о жизни и трудовой деятельности врача известно следующее. В годы Гражданской войны Сергей Александрович работал врачом-терапевтом в амбулатории Верх-Исетского завода. Современники отзывались о нём как о хорошем специалисте, опытном медике и заслуженном человеке. К большому сожалению, о том, как завершились дни его жизни, пока, увы, не известно.
Именно такие замечательные люди как протоиерей Поликарп Шишов и его сын Сергей Поликарпович украшают и обогащают нашу историю, являясь её подлинным достоянием. Невьянцам есть, о чём помнить, чем гордиться. Городок им достался от предков не самый худший. Именно они – деды и прадеды дедов – сформировали город, в котором живут современные невьянцы. И грех было бы забыть славную историю родного края.
Дионисий (Денис) Щербина,
псаломщик храма Воскресения Христова,
п. Верх-Нейвинск.