На миссионерских курсах поговорили о суточном круге богослужения
26 декабря на Епархиальных миссионерских курсах Нижнетагильской епархии, в рамках цикла лекций «Красота и смысл богослужения», перед слушателями курсов выступил руководитель Миссионерского отдела священник Алексий Бессонов, который рассказал о службах суточного круга — Часах.
Суточный круг богослужения составляют службы, совершаемые в течение суток, причем сутки по церковному счислению начинаются с вечера, так что каждый вечер в богослужебном смысле относится уже к завтрашнему дню. Это счисление перешло в Христианскую Церковь из Ветхого Завета. Евреи считали началом суток время солнечного заката (примерно 18.00), и поэтому сутками считался период между солнечным закатом настоящего дня и следующего дня.
В своем современном виде суточный круг богослужения Православной Церкви сформировался к XI в. Он включает в себя восемь отдельных служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й час, 3-й час, 6-й час и 9-й час.
Эта служба как мы узнали на прошлой лекции установлена Церковью для воспоминания о событиях, связанных со страданиями и смертью Христа. На первом часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, на третьем — сошествие Святого Духа на апостолов, на шестом — распятие Спасителя, а на девятом – Его крестная смерть.
В древнем Израиле ночь разделялась на четыре «стражи», а день, в соответствии с солнечным кругом, – на четыре «часа», которые позднее, применительно к общепринятой римской традиции, получили название «первого», «третьего», «шестого» и «девятого».
Обычно Часы совершаются в следующем порядке: 1-й – по завершении всенощного бдения (после утрени); 3-й и 6-й – непосредственно перед Литургией; 9-й по Уставу должен совершаться в начале всенощного бдения, перед вечерней.
Священник Алексий рассказал о структуре часов, как важно слушать и вместе с Церковью молиться. Показал, как трансформируются Часы в Великие (Царские) Часы. Это происходит в особые дни — Рождества Христова, Крещения и в Великую Пятницу. Они составлены Кириллом Александрийским в IV веке и посвящены этим великим событиям. На примере Псалма 44 из Царских Часов отец Алексей продемонстрировал Красоту Ветхозаветного пророчества о Христе, взаимосвязь Ветхого и Нового Заветов и важность понимания службы.