На кинопроекте епархиального миссионерского отдела обсудили экранизации отечественной классики
В рамках проекта «Из книги – на экран» Миссионерский отдел Нижнетагильской епархии пригласил всех желающих в кинотеатр «Красногвардеец» на просмотр фильмов, поставленных по произведениям русской классической литературы. Зрителям были предложены фильмы: «Бесприданница» режиссёра Якова Протазанова, снятый в 1936 году, «Сибирская леди Макбет» польского режиссёра Анджея Вайды, поставленный в 1962 году и фильм Андрона Кончаловского «Дворянское гнездо», выпущенный в 1969 году.
При обсуждении прежде всего сравнивали картины с текстами художественных произведений. Если первые два фильма сняты строго по текстам, то третий фильм поставлен по мотивам произведений И. С. Тургенева. В картине Кончаловского очень хорошо показана эстетика помещичьей усадьбы. Но сам фильм как бы не имеет конца, оборван на полуслове. Непонятна дальнейшая судьба главных героев Лизы Калитиной и Фёдора Лаврецкого. В тургеневском романе Лиза уходит в монастырь, и уход этот объясняется тем, что в раннем детстве крепостная нянька Агафья привила её истинную любовь к Богу. Лиза говорит Лаврецкому, что «… счастье зависит не от нас, а от Бога». Средствами кинематографа сложно показать, как развивалась Лиза, почему она так отличается от окружающих её людей. Поэтому роман И. С. Тургенева всё-таки лучше прочитать – фильм показал только внешнюю канву событий.
Картину Протазанова по пьесе А. Н. Островского наши гости сравнивали с рязановским «Жестоким романсом». Эта версия более яркая, более зрелищная. Кнуров в исполнении Алексея Петренко неподражаем, блистает Никита Михалков в роли Паратова, оригинален Карандышев Андрея Мягкова. Первая версия, конечно, гораздо ближе к тексту, особенно финал картины, где Лариса, умирая, прощает всех, чего нет в фильме Рязанова. Но по мнению некоторых зрителей актриса Нина Алисова, играя Ларису Огудалову, в первой половине фильма создала образ какой-то глуповатой и недалекой девицы. Но к концу картины Алисова меняется в лучшую сторону и заканчивает прекрасно.
Помощник руководителя Миссионерского отдела Золотавина Людмила Борисовна отметила, что «самым поразительным для наших зрителей стал фильм, поставленный по очерку Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», который ни на слово не отступает от литературного текста первоисточника. Главная героиня Катерина Измайлова очень скучает, жизнь её пуста и первый же соблазн рождает любовную страсть. Какую-то даже звериную страсть, не останавливающуюся ни перед чем. Кажется, что однажды решившись на убийство, Катерина продолжала бы совершать преступления и дальше, если её не остановили. Такая любовь очень быстро переходит в ненависть: предавшему её Сергею она жестоко мстит. Наши гости отметили, что в жизни Катерины нет Бога. Убийство мальчика они с Сергеем совершают, когда все уходят на пасхальную службу. И ни у того, ни у другого нет даже намёка хоть на какое-то покаяние. Зрители отметили, как под влиянием Катерины меняется вроде бы неплохой мужик Сергей, как в нем зарождается грех сребролюбия, и вот он уже сам провоцирует героиню на новое убийство».
Серьёзные вопросы ставит перед читателем и зрителем отечественная классика. По мнению присутствующих на обсуждении, всем нам полезно ещё раз перечитать и пересмотреть подобные произведения литературы и искусства и, разумеется, поразмышлять о прочитанном и увиденном.