Мысль побеждается мыслью
6 марта в монастыре был продолжен цикл бесед о духовной жизни, которые проводит руководитель Миссионерского отдела Нижнетагильской епархии, клирик монастыря иерей Алексий Бессонов. Тема второй встречи – «Стадии развития греха».
Все христиане знают о том, как страсть рождается, постепенно в нас формируется, как грех проходит несколько стадий. Но актуализировать эти святоотеческие знания в преддверии Великого поста совершенно необходимо. На втором занятии, посвященном грехам и добродетелям, отец Алексий Бессонов прокомментировал каждую из стадий развития в человеке греха.
Чтобы огонь не разгорелся
«Как любая болезнь имеет стадию зарождения, так и грех. Если на ранней стадии стал лечить болезнь, она проходит без следа. Можно сказать, что ты себя спас. А если затянул, то ты себя, можно сказать, загубил. Малые болезни вырастают в великие. Самый простой пример: болезни зубов. Не хочется их лечить. Ребенку мама говорит: давай сходим к доктору, полечим дырочку, профилактику сделаем и все – больше болеть не будет. А ребенок: «Нет, он не болит, он меня не беспокоит…»
Что такое страсти? Это когда грех стал нас мучить. Я уже не хочу грешить, а остановиться не могу, отказаться от греха не могу. Иногда тело уже не может грешить, а душа требует этого греха. Святые отцы часто сравнивали муку вечную, страдания совести с огнем. Помните притчу о богаче и Лазаре. У богача в аду горел язык. Про него сказано, что он постоянно пировал, имел страсть есть, пить, удовлетворял свое гортанобесие, чревоугодие. Он просит: пусть Лазарь омочит перст в воде и прикоснется к моему языку. О чем эта притча? Больше всего жжет то, что ты не можешь удовлетворить.
Иногда люди приходят на исповедь и говорят: у меня такой-то грех, я не могу с ним справиться. Происходит это потому, что грех стал страстью.
Как грех формируется? Как мы можем его поймать?
Все читали аскетическую литературу, слышали слова «прилог», «сочетание», «сложение».
Показать это можно на примере страсти чревоугодия: она самая простая, кажется самой безобидной, но является самой пагубной. Все святые отцы ставят ее на первое место. Мы без многого можем жить, а без еды не можем. И эта страсть может нас погубить, захватить».
Про колбасу и авторское право
«Первая стадия развития греха – прилог. Это просто появление мысли. И это пока не грех. Например, мы пришли в гости на второй неделе поста, а в холодильнике у хозяев – колбаска. Мы же помним, какая она вкусная, какая она замечательная. То же самое про сгущенку можно сказать. Или про игровую приставку. Или кофе или еще что-нибудь соблазнительное. Первая мысль срабатывает: как это вкусно!»
Батюшка рассказал о семинаристе, который будучи «ранней пташкой», вставал рано, молился, вычитывал правило, читал книжки, а потом готовил себе кофе, которое с удовольствием пил. И так привык к нему, что даже не мог несколько недель причаститься, так его кофе не отпускало. Это было искушение сатаны, его надо было срочно преодолеть строгой эпитимьей и внешними воздействиями духовника и соседями по комнате. Чтобы побороть эту страсть, ему пришлось в постные дни не завтракать вовсе – чтобы научиться управлять собой.
«Почему прилог не грех? Вам просто предложили мысль. Она не ваша. Она вложена в наш ум сатаной, который предлагает нам воспользоваться своим авторским правом. Он предлагает и отходит».
О семенах и плевелах
«Отец Даниил Сысоев в своих беседах говорил: «Сатана нам на Страшном Суде скажет, что он ничего не делал». И это правда. Он только подал идею. А вот дальше делаем мы. Мы начинаем с этой мыслью разговаривать. Грех – это семя, которое брошено на нашу почву. Мы можем его выкинуть, если же мы начинаем его в этой земельке крутить, углублять, закапывать, то оно начнет расти, пускать корни.
Надо научиться говорить: «Нет, нельзя!»
Особенно это проявляется в раннем детском курении. Старшие предлагают малышам: «Закури! Потом будешь с нами картошку жарить» (вариантов предложений может быть множество). Быть в компании «не нашим» – это великая благодать! Это надо пережить.
Если ты один раз твердо скажешь «нет», ты будешь легко говорить страстям это слово».
Грех призывает: «Поговори со мной!»
«Следующая стадия – сочетание. Мы один раз в своей жизни произносим это слово или за нас крестные произносят во время таинства Святого Крещения. ««Отрицаеши ли ся сатаны?» – «Отрицаюся». – «Сочетаваеши ли ся Христу?» – «Сочетоваюся». – «Сочетался ли еси Христу?» – «Сочетахся». – «И веруеши ли Ему?» – «Верую Ему, яко Царю и Богу».
А когда мы «сочетаемся» с грехом, мы принимаем его. Мы начинаем мысленно описывать ту же колбасу, ее положительные качества и свойства. Святые отцы говорят, что и сочетание еще не всегда бывает греховно. Для монаха, подвижника оно, конечно, греховно, но не для мирян. Ты еще не оправдываешь грех, но проявляешь к нему интерес.
Так рождается блудная страсть. Ты не видишь человека, но начинаешь описывать: этот мужчина благородный, эта женщина красивая. Дьяволу надо, чтобы ты разговаривал с грехом. Мы, как Ева, говорим и говорим, а потом не можем остановиться».
«Сочетался ли еси греху?» – «Сочетахся»
«Третья стадия: сложение – это уже согласие с грехом, оправдание его. А что такого? – можем мы сказать. Такое часто случается.
Святой отец Ефрем Сирин говорит: «Если бы все дело было в еде?» Коровы, как известно, едят траву. И мы начинаем рассуждать: «Богу же не нужна моя колбаса, Ему другое нужно». В Священном Писание ведь не написано: «Сыне, дай мне твой желудок». Там совсем другое написано. Всем известно: «В здоровом теле – здоровый дух». Так пошла развиваться мысль. Недалеко и до греха».
Пока наши бастионы не пали
«Следующая стадия – пленение или дело. Пока наши бастионы еще не пали, Господь дает нам, по слову отца Даниила Сысоева, фазу «fifty-fifty». Включается голос совести или Ангела. Есть мысль, оправдывающая грех, и другая мысль – равнозначная ей, очень весомая, говорящая, что мы должны отказаться. Вот тут и идет борьба. Мы можем из нее выйти победителями, можем остановиться в полшаге от греха.
Один учитель говорил о гневе. Он как будто формируется в желудке, потом начинает подниматься, мы набираем в легкие воздуху, чтобы разразиться страстью. Но есть узенькое горлышко, где могут поместиться «300 спартанцев». И вот ты начинаешь читать Иисусову молитву, сжать губы и зубы – и победить. Если же ты даешь гневу волю – все пропало!
Видели ли вы, как маленькие дети борются с собой. Они зажимают себе рот, чтобы не сказать лишнего или не съесть сладкого. Я всегда предлагаю гимназистам поститься, отказавшись от сладкого. Иной раз им предлагают конфеты, а они зажимают себе рот – так им их хочется. Но они держатся».
О метастазах
«Есть такое слово «стезя» или «колея». Если ты один раз грех сделал, то ты встал на эту стезю. Зачем же я напился, объелся, пост нарушил? Сокрушение, исповедь и мысль: начну все заново. Но «тропинка-то» уже протоптана.
Замечательный образ: поле колосится. Один человек прошел: несколько колосков примял, вроде и не видно. Потом второй, третий раз прошел, а потом уже тропинка образовалась. А потом машины сворачивают и едут по этому полю. А потом уже шоссе: как будто здесь всегда ездили. А ничего сказать нельзя. Тебе ответят: «Да все так ходят, да все так живут. Ничего особенного!»
Мысль мысли рознь
«Важно, чтобы мы были внимательны к этим стадиям зарождения греха, внимательны к мыслям. Мысль побеждается только мыслью.
Святые говорили: «Думай о хорошем, плохое на ум не придет». Надо читать Священное Писание. Для чего? Чтобы фразы всплывали. Преподобный Серафим Саровский говорил, что ум должен плавать в Священном Писании. У нас греховное срабатывание привычки: слышим имя – возникает в голове образ актера и пр., а есть, наоборот, христианское: слышим имя – сразу святой вспоминается или беззаконник, упоминаемый в Библии. Слышим слово «грех», сразу в голове возникает: «Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3, 4). Слышим «прелюбодеяние», «блуд» – вспоминаем: «Прелюбодейные сердца Царства Божия не наследуют».
«Колею» надо перепахать. Опыт такой: как только согрешил, надо сразу идти на исповедь. Иначе грех усилится. Кто постился, тот знает, какие мысли одолевают: «Да не буду я эту колбасу есть, я на нее только посмотрю или просто понюхаю, это же не грех». Кончается иной раз все печально: палки колбасы нет. и человек думает: все равно идти каяться: хоть маленький кусочек, хоть килограмм съел – разницы нет. Семь бед – один ответ! Или я сейчас жене все скажу, что я о ней думаю: хоть одно слово гневное, хоть тирада длинная – нет разницы, все равно придется говорить: согрешил гневом на жену.
Вспомните слова из 136 псалма: «Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень». Младенцы – это мелкие мысли, которые могут вырасти в чудовищ».
Там, где есть лисы, там глава не Христос
«В Книге Библии «Песня Песней» есть такие слова: «Я есмь истинная виноградная лоза…», где виноградник – это Церковь. И вдруг читаем о лисицах и лисенятах – пушистеньких, с миленькими мордочками, сверкающими глазками, с торчащими ушками. И Жених говорит: «ловите лисенят», чтобы они не выросли в лис, которые поедают цветы, и в саду никогда не будет плодов. Это образ грехов, которые были очень красивы, прекрасны, соблазнительны.
Дело не в колбасе, не в человеке, который нас соблазняет, а дело в нашем отношении, воззрении. Плохих вещей нет. Господь сотворил этот мир хорошо весьма. Но грех искажает его».
Дорогие прихожане!
Беседы о страстях будут продолжены 13 марта и во время Великого поста. Приходите в Вознесенский храм по субботам в 15.00 для встреч с отцом Алексием Бессоновым, чтобы задать свои вопросы о духовной жизни.