Мудрый отец и духовник. Памяти старейшего клирика Нижнетагильской епархии невьянского архимандрита Ипатия (Сыромятникова)

Именно так ещё при жизни высказывались люди об уважаемом всеми и любимом духовном отце и наставнике батюшке Ипатии.

Старшему поколению священнослужителей и прихожан Екатеринбургской Митрополии имя архимандрита Ипатия (Сыромятникова) известно давно. Недаром, в прошлом, он был любим многими православными уральцами. К его авторитетному совету прислушивались, его молитв с надеждой просили. 27 октября этого года дорогому батюшке исполнилось бы 85 лет. В этот день его осиротевшие духовные чада будут сугубо молиться о его приснопамятной вечной душе. Прими же усердный, добрый пастырь и сие посвящение в знак светлой памяти о тебе!

Приснопамятный архимандрит Ипатий был хорошо известен не только жителям города Невьянска, но и далеко за его пределами. Начиная с 1971 по 1997 год, он совершал своё священническое служение в Вознесенском храме, находящемся на  старом городском кладбище. В последние годы он состоял штатным клириком Свято-Троицкого храма города Невьянска.

Архимандрит Ипатий, 1998 год

Архимандрит Ипатий, в миру Алефтин (во святом крещении Валентин) Петрович Сыромятников родился 27 октября 1935 года в селе Марково Сысертского района Свердловской области в обыкновенной крестьянской семье. Мать, Анисья Иосифовна Сыромятникова (1912-1972) воспитывала его одна вместе с бабушкой, которая в своё время и оказала религиозное влияние на мальчика, воспитав его глубоко верующим человеком. Позднее, когда их семья переехала жить в город Свердловск, мудрая и добрая бабушка привела десятилетнего Алека в храм Божий, что произвело тогда на ребенка незабываемые впечатления на всю оставшуюся жизнь. По окончании школы и ремесленного училища, Алефтин устроился на работу на Верх-Исетский металлургический завод, где постепенно освоил профессию токаря. В поисках Христовой Истины и духовного руководства он, по зову сердца, стал ежегодно совершать паломнические поездки в различные монастыри, действующие в те годы на территории СССР, где ещё теплилась неугасимая лампада старчества. Тогда же ему посчастливилось духовно сблизиться с именитыми и духоносными старцами, такими, как отец Кукша Одесский  и отец Амфилохий Почаевский.

Отец Ипатий с причтом и прихожанами

С 1960 года в городе Одессе в Успенском монастыре проводил свою подвижническую жизнь старец схиигумен Кукша (Величко; 1875-1964), ныне прославленный в лике святых преподобноисповедников.

«Господь возложил новый подвиг служения страждущему человечеству  — духовное окормление людей – старчество. Безбожие, маловерие, нужда, горе, греховное пленение приводили к преподобному людей в те самые минуты, когда испытания достигали наибольшей остроты и становились невыносимы, когда иссякала надежда». Именно в старце Кукше молодой человек и обрёл    своего первого духовного руководителя.

Из воспоминаний одной из духовных дочерей отца Ипатия ранее стало известно, что в очередную свою поездку на Украину, Алефтин уже хотел остаться в Одесском монастыре и был готов принять монашеский постриг. Но рассудительный отец Кукша его не благословил, объяснив так: «Твоё время ещё не пришло. Попытайся жить в миру как монах». После кончины одесского старца Алефтин вновь совершил паломничество на Украину в знаменитую Свято-Успенскую Почаевскую Лавру, где промыслом Божием ему посчастливилось повстречать своего нового духовного отца и руководителя. Таким  мудрым наставником для Алефтина стал прославленный ныне в лике святых подвижник Церкви ХХ века  схиигумен Амфилохий (Головатюк; 1894-1971). Позднее, будущий пастырь отец Ипатий всё чаще стал посещать Свято-Троицкую Сергиеву Лавру в городе Загорске, где искал духовного наставления и утешения у архимандрита Феодорита, иеросхимонаха Серафима и иеромонаха Кирилла (известного, но ныне уже покойного  архимандрита Кирилла (Павлова). Находясь в общении с такими духоносными и опытными старцами, возрастая духом, Алефтин пришёл к выводу, что надо оставить светскую работу на заводе и всю оставшуюся жизнь стоит посвятить служению Богу и ближним. В конце 1960-х годов Алефтин (Валентин) Cыромятников был принят в штат Иоанно-Предтеченского кафедрального собора города Свердловска, где ему представилась возможность стать постоянным участником архиерейских богослужений. Валентин стал иподиаконом у Преосвященнейшего владыки Климента (Перестюка), епископа Свердловского и Курганского.

Валентин Сыромятников у могилы своего духовного отца. 1960-е гг.

27 декабря 1970 года владыка Климент удостоил Валентина Сыромятникова рукоположением   в сан священника (целибатом). Указом того же Преосвященного Климента отец Валентин был назначен вторым священником в Вознесенский храм города Невьянска (с 1976 года – настоятель). 6 января 1971 года, получив регистрацию областного уполномоченного по делам религии с формулировкой « <…> с правом совершения в этой церкви церковных служб и церковных треб на дому у верующих по их приглашению», батюшка приступил к своим пастырским обязанностям. Продолжая и далее совершать своё священническое служение в Невьянске, отец Валентин, становится духовником для бывших насельниц из Сербишинского Введенского женского монастыря нашедших свой приют в городе Невьянске. Находясь в молитвенной и благодатной атмосфере монашествующих, отец Валентин был взят под опеку неизменным приходским регентом, духовно-рассудительной монахиней Елизаветой Ильиничной Васильевой (1902-1985). Маленькая по своему росту, простенькая с виду, сухонькая старица-монахиня обладала даром сострадания и любви. По воспоминаниям знавших её людей известно, что взор её всегда был лучезарным. Елизавета Ильинична – так  уважительно обращались к старенькой монахине все приходские служащие, буквально светилась. Голос её был мягок, округлый, с вятским говорком, словно песня пелась.

Уникальный документ. Справка о регистрации отца Валентина Сыромятникова от 1971 года

Елизавета Ильинична помогла молодому отцу Валентину усвоить Церковный Устав и другие богослужебные тонкости. Она же помогала ему в учёбе в тот период, когда отец Валентин учился на заочном отделении Московской духовной семинарии, окончив её в 1983 году.

Батюшка Ипатий за совершением Божественной Литургии, 1982 год

За усердные труды во Славу Церкви Христовой отец Валентин был награждён наперсным крестом, а в 1980 году в честь праздника Святой Пасхи Христовой, 16 апреля, Преосвященный Илиан (Востряков), епископ Солнечногорский, управляющий Свердловской епархией, возвёл отца Валентина в сан протоиерея. В выданной ему соответствующей его новому сану грамоте говорилось: «Отныне убо протоиерей Валентин Сыромятников имать в начале стояти пресвитеров на службах божественных, и от всех, сущих с ним, вящше почитаем быти, яко саном высшим назнаменованный». В конце того же года, по благословению архиепископа Климента (Перестюка), батюшка принял иночество, а 14 апреля 1981 года состоялся его монашеский постриг в малую схиму с наречением новым именем Ипатий, в честь преподобного Ипатия целебника Печерского,  и одновременно возведение его в сан игумена. 15 апреля 1990 года «во внимание к Церковным заслугам и за усердное служение, ко дню Святой Пасхи» Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом игумен Ипатий был возведён в сан архимандрита.

Получив высокий сан архимандрита, отец Ипатий по-прежнему оставался верным своим невьянским прихожанам, продолжая и впредь служить в небольшом, скромном кладбищенском храме. Указом Высокопреосвященнейшего Мелхиседека (Лебедева), архиепископа Свердловского и Курганского, скромный невьянский пастырь был назначен духовником всей Свердловской, а вскоре уже и Екатеринбургской епархии. Для целого ряда священнослужителей Екатеринбургской, Нижнетагильской   епархий и многочисленных прихожан, архимандрит Ипатий был духовным отцом и наставником. Как многоопытный священник у многих он вызывал доверие и уважение.

В те годы небольшая Вознесенская кладбищенская церковь, как и ранее, почти не закрывала своих дверей круглые сутки, службы совершались ежедневно, за исключением одного дня в неделю. В особых случаях служил отец Ипатий и ночные литургии. В начале 1990-х годов потянулись в храмы молодые люди, растерянные, неуверенные, не зная, как и шагу в церкви шагнуть. Если до этого в храм ходили одни старушки, то теперь надо было уделять много времени молодежи. С каждым великим праздником в храме собиралось всё больше и больше прихожан.

По словам протоиерея Виктора Зырянова, настоятеля Николаевского храма в селе Быньги: «Отец Ипатий был олицетворением духовной жизни невьянцев. Все его любили, уважали. Поразительно в его жизни сложилось быть миссионером: опекать верующих, ездить по деревням, причащать, крестить, нести слово Божие людям».

Действительно, в те 1990-е годы, в годы пробуждения и возрождения в народе веры в Бога, он совершал постоянные поездки по другим городам, деревням и селам для совершений богослужений, треб, молебнов и других таинств. Для него не существовало преград, чтобы попасть даже в закрытый город Свердловск-44, где проживало немало его духовных чад, которых он напутствовал перед кончиной, а затем по-христиански провожал в последний путь.

Он был постоянным участником и совершителем торжественных молебнов по случаю закладки  того или иного храма в районе. Участвовал во всех  богослужениях в честь открытия и освящения возвращенных церквей. Многим вновь открывающимся общинам и приходам отец Ипатий помогал своим авторитетным словом, помогал и делом. Раздавал имеющееся у него запасное церковное облачение, утварь, богослужебные книги. В самые трудные моменты для молодых общин давал дельные советы,  подсказывал, как стоит поступить в той или иной ситуации.

Из воспоминаний жительницы города Свердловска-44 Александры Васильевны Щёлоковой: «Батюшка благословлял нас читать во всякой нужде Псалтирь. Сам он постоянно читал псалмы, многие из которых знал наизусть. Летом возил церковников на своей машине в лес собирать грибы. Ездили далеко за Невьянск и собирали столько отборных грибов, что заполняли ими до самого верха весь багажник. Потом их сушили для него, для храма. Часть сушеных грибов он благословлял посылками отправлять в монастыри в виде гостинцев».

В 1995 году невьянским верующим был возвращён Свято-Троицкий храм, с того же года в нём стали совершаться регулярные богослужения. Духовно окормлял тогда новую общину отец Ипатий. Он же стал первым законоучителем открытой при храме воскресной школе.  Спустя два года, Указом Преосвященнейшего Никона (Миронова), епископа Екатеринбургского и Верхотурского, под № 151 от 26 августа 1997 года, отец Ипатий был переведён на служение в этот храм, в нём он и продолжал своё пастырское попечение о Христовом стаде до последних дней своей жизни.

В начале ноября 2009 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом батюшка был удостоен ещё одной церковной награды, правом совершения  Божественной литургии с открытыми Царскими Вратами до «Херувимской» песни. Кроме того, за многолетнее служение Церкви архимандрит Ипатий был награждён орденом Святого преподобного Сергия Радонежского.

Все эти годы, что прожил отец Ипатий в Невьянске, обустраивать быт и вести в надлежащем порядке домашнее хозяйство ему помогали две труженицы. Когда отец Ипатий проживал в доме № 81 по улице Коскович, экономкой у него была Еликонида Ионовна Шмакова, уроженка деревни Сербишиной. Пожилая женщина отлично знала свою работу. Всегда вовремя обед сготовит, дом приберёт, стиркой займётся. В общении она была строгая, малообщительная. Когда Еликонида Ионовна занемогла и умерла, её сменила Октябрина Яковлевна Антипина. Отец Ипатий её сам лично крестил, дав ей при крещении новое имя, Нина. Её и к вере привёл. Нина Яковлевна с теплотой и благодарностью вспоминает то время, когда батюшка учил её молиться Богу. Она же в последние годы и ухаживала за ним, разделив с ним все тяготы его физической немощи, молилась и переживала за него.

В конце жизни, отец Ипатий тяжело заболел. Врачи диагностировали у него онкологическое заболевание. В 2014 году он был прооперирован. Ему  предлагали уехать в монастырь, но он оставался в Невьянске. В квартиру Нины Яковлевны, где в последние годы жил отец Ипатий, продолжали приходить его духовные чада. Они все вместе молились, чаще всего читали акафист Святителю Николаю Чудотворцу. Исполняя заветы своих духоносных наставников,  батюшка продолжал «оказывать любовь», хотя и пребывал в немощи, но всех по-отечески принимал, благословлял. «Во исцеление души и тела» приходящих к нему духовных чад батюшка помазывал елеем. Известно, что перед самой кончиной отца Ипатия  тайно постригли в Великую схиму с новым именем Николай. А так как постриг был тайный, при отпевании возглашалось его прежнее монашеское имя Ипатий.

Преодолевая физические немощи отец Ипатий продолжал служить, 1990-е годы

24 июля 2014 года около двух часов ночи, тихо и безмятежно, как уходят в мир Горний настоящие праведники, без агонии, отошёл ко Господу архимандрит Ипатий. Свершились это таинство смерти на руках его духовных чад, продолжающих и сейчас хранить в своих сердцах, светлую память о своём дорогом батюшке.

Отпевание новопреставленного архимандрита Ипатия состоялось в Свято-Троицком храме города Невьянска. На его похороны съехалось многочисленное духовенство Нижнетагильской и Екатеринбургской епархий. Приехали, переживавшие его кончину как свою личную утрату, его многочисленные духовные чада, не только жители Свердловской области, но и живущие далеко за пределами уральского региона.

По многочисленным просьбам невьянских прихожан и ходатайству местного духовенства перед администрацией города Невьянска, погребение отца Ипатия было разрешено провести на старом, закрытом для захоронений кладбище, рядом с Вознесенским храмом, где более 20-ти лет совершал он своё служение. По просьбе верующих не только Невьянска, но и городов Кировграда и Верхнего Тагила, Невьянская городская администрация выделила финансовые средства на установку надгробия, после чего место вечного упокоения приснопамятного архимандрита Ипатия украсил крест, выполненный из белого мрамора.

Денис Щербина.  Верх-Нейвинск

Новости, Новости епархии | 26 октября 2020

Вам может быть интересно: