Монашествующие Нижнетагильской епархии приняли участие в работе секции «Древние монашеские традиции в условиях современности»

28 января 2020 года участники XIV направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Великая Победа: наследие и наследники», начали свою работу.

На традиционный форум прибыли архиереи, наместники, игумены и игумении ставропигиальных и епархиальных монастырей. Заседание прошло в конференц-зале гостиницы «Даниловская» на территории Данилова ставропигиального мужского монастыря. Монашествующие Нижнетагильской епархии, во главе с благочинным Монастырского округа иеромонахом Евфимием (Репьёвым), также приняли участие в работе монашеского форума.

Открывая работу направления, Его Высокопреосвященство архиепископ Феогност передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и предоставил слово митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию.

В докладе «»От горячей любви моей к Отечеству…» (свт. Игнатий (Брянчанинов)). Монашество и патриотизм» митрополит Георгий напомнил, что на Руси отрекающийся от мира и ставший уже на земле гражданином небесного Отечества инок никогда не переставал ощущать себя верным сыном Отечества земного. Религиозность пронизывала все стороны жизни наших предков и всегда была деятельной. Пространственным центром городов становились храмы, а поселения, образовавшиеся вокруг монастырей, именно монастырям придавали главное значение, так что, пребывая в гуще жизни людей, иноческие обители и саму эту жизнь перестраивали с учетом правил и особенностей монашеских представлений о ней. Такая тесная связь наложила на русское монашество печать общественной значимости.

Примером чуткой любви к своей Родине, по мнению митрополита Георгия, может служить для соотечественников святитель Игнатий (Брянчанинов), на основании творений и писем которого глава Нижегородской митрополии показал, что отклик в сердце святителя находили многие важные, в том числе и военные, события его эпохи. Несмотря на то, что главным в его жизни оставалось аскетическое делание, иноческие подвиги не заслонили для него всего того, что происходило в Российской империи.

Из переписки с игуменом Валаамского монастыря Дамаскиным явствует, что святитель поддерживал его решение об отправке на флот иеромонахов для окормления русских воинов. Адмиралу П.С. Нахимову он посылает в качестве благословения образ святителя Митрофана Воронежского (как благодетеля Черноморского флота) и письмо, которое адмирал зачитал на корабле своим офицерам, воодушевленным после битвы при Синопе.

Святитель Игнатий прочит русским воинам Царствие Небесное, занимая в оценке духовной значимости воинского подвига позицию, несвойственную византийскому богословию, но принятую на Русской земле. «Развивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они, принося жизнь свою в жертву Отечеству, приносят ее в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых, – пишет он кадровому военному Николаю Муравьеву-Карскому. – Гораздо вернее идти на штыки с молитвою, нежели с песнею: песнь приносит самозабвение и прилична римлянину, а молитва доставляет воодушевление и прилична благочестивому христианину».

Видение святым Игнатием положения России в международной политике раскрывается в его переписке с Муравьевым-Карским. Он пишет о том, как открываются хищнические замыслы англичан и французов, как Европе в целом и Германии в особенности требуется участие России; англичан ввиду подлости их политических интриг называет «бесчеловечными и злохитрыми карфагенянами». Святой рассуждает о целесообразности похода к Босфору и Дарданелам, радуется разгрому вражеской «анатолийской армии» и взятию Карса и просит не торопиться с заключением мира до тех пор, пока Россия не получит плоды своих успешных военных баталий.

Причиной значимости земных побед для России святитель считал особое предназначение Божие: «России предназначено огромное значение. Она будет преобладать над вселенной. Она достигнет этого, когда народонаселение ее будет соответствовать пространству… Нападение завистливых врагов заставит ее развить силы и понять свое положение, которое уже будет постоянно возбуждать зависть и козни».

Подводя итог сказанному, митрополит Георгий обратил внимание монашествующих на то, что история неоднократно подтверждала и слова, и обоснованность переживаний святого. Это означает, что главными условиями процветания нашего государства, которое призваны любить и миряне, и монахи, и пастыри, являются его духовная целостность и нравственная чистота граждан.

Ознакомиться с выступлениями других участников монашеской конференции вы сможете на сайте «Монастырский вестник»

Новости, Новости епархии | 29 января 2020

Вам может быть интересно: