Митрополит Ростовский Меркурий: Структурное соответствие между светскими органами управления образованием и церковными отделами религиозного образования должно быть предельно жестким
24 мая 2016 года председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил с лекцией в рамках курсов повышения квалификации руководителей епархиальных ОРОиК в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Лекция была посвящена теме стратегии развития церковно-государственных отношений в сфере образования.
По мнению митрополита Меркурия, структурное соответствие между светскими органами управления образованием и церковными отделами религиозного образования должно быть предельно жестким, «потому что именно от стандартизации работы, соответствия квалификационным требованиям, принятым в государстве, зависит взаимопонимание, а в конечном итоге и успешность реализации наших образовательных проектов: как церковных, так и церковно-государственных».
Он добавил, что система православного образования ― органическая часть общероссийской системы образования. По словам архиерея, светское и православное образование ― это сообщающиеся сосуды: «Изменения в государственной системе образования приводят к неминуемым последствиям в нашей сфере. В тоже время нельзя недооценивать православный компонент, который имеет существенное влияние на основные тенденции в современном российском образовании. Здесь именно идет речь о малой закваске, изменяющей, преображающей вещество».
Отсюда вывод, отметил митрополит Меркурий, «обеспечивать стабильность и эффективность отечественной школы мы можем только сообща». «Церковная позиция должна быть глубоко отрефлексирована, четко сформулирована, обоснована в аксиологическом и гносеологическом полях. Церковно-государственное и церковно-общественное взаимодействия призваны не просто обеспечивать хорошую организацию встреч, конференций, включенность представителей Церкви в образовательный процесс, но и затрагивать его содержание, обеспечивать его качественную составляющую», ― уверен иерарх. По его мнению, в большинстве регионов, практически во всех епархиях есть для этого необходимые предпосылки: квалифицированные специалисты, живые традиции, опыт, многолетние связи и самобытные методические наработки. «Встреча представителей Церкви с педагогическим сообществом, которая «случилась» и продолжается уже многие годы ― это одновременно и константа, и неизменная инновационная составляющая современного российского образования», ― сказал председатель Синодального отдела.
Резюмируя сказанное, архиерей отметил, что, сотрудничая с государственными и общественными образовательными структурами, Церковь участвует в нормативном, научном, учебно-методическом, кадровом, организационном и информационном обеспечении образования. Именно такое широкое сотрудничество Церкви, общества и государства, по его мнению, может создать почву для воспитания полноценной высоконравственной, культурной, обладающей необходимыми компетенциями личности. «Участие Церкви, других традиционных религиозных организаций в образовании свидетельствует о государственном признании, общественном согласии на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. Это еще и принципиальный вопрос безопасности и будущего нашей страны», ― заключил митрополит Меркурий.
На лекции присутствовали заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин), руководитель информационной службы Синодального отдела иеромонах Геннадий (Войтишко).
«Православное образование»/Патриархия.ru