Митрополит Евгений совершил Всенощное бдение в канун праздника Казанской иконы Божией Матери
3 ноября 2025 года, в канун празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, в Казанском мужском монастыре города Нижний Тагил было совершено Всенощное бдение. Богослужение возглавил временно управляющий Нижнетагильской епархией, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений.
Его Высокопреосвященству сослужили:
— исполняющий обязанности наместника Казанского монастыря иеромонах Зосима (Аленичев) с братией обители в священном сане;
— руководитель Административного секретариата Нижнетагильской епархии иерей Григорий Елохин;
— благочинный монастырей Нижнетагильской епархии иеромонах Евфимий (Репьёв);
— настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского иерей Алексей Бессонов;
— а также многочисленные священнослужители епархии.
Дьяконский чин возглавили протодиакон Игорь Романенко, протодиакон Дмитрий Тарантин и диакон Роман Скулинец.
В ходе богослужения владыка Евгений совершил литию с хлебами. На полиелее был прочитан акафист Божией Матери перед Её Казанской иконой. После чтения Евангелия архипастырь поздравил всех с праздником и обратился к молящимся со словом проповеди. Рассказал историю явления иконы Казанской Божией Матери. О том, что Матерь Божия явила икону Свою, чтобы хранить землю Русскую. Сравнил историю Смутного времени с Ветхозаветными временами.
Еврейский народ отступал от Бога, терял благочестие, пытался подражать другим народам, вводил идолов в свою жизнь. Господь отходит, и начинаются проблемы. То захватыватывали их другие народы, то приходили болезни, то внутренние смуты раздирали. И народ просыпается. Мы же забыли Бога, мы же забыли Господа. Пойдём просить прощения и исправлять свою жизнь. Так было в Ветхом Завете, — сказал Владыко, — Так было и в нашей истории.
В начале XVII века стали бороться за власть. Не предоставляя власть Богу, Царице Небесной. Стали делить между собой престол Москвы. Искали, как проще престол захватить. Думали, может лучше отречься от Православной веры, принять католичество. И тогда Господь отступил, и пришла смута. Не было ни порядка, не было ни закона. Сильный убивал и грабил слабого. У слабого не было никакой защиты. Убитые люди валялись по всем городам на дорогах, и не было кому их похоронить. В Москве, в Кремле сидели бояре. И сколько раз русский народ собирался освободить престол, но ничего не получалось. До тех пор не получалось, пока не осознали, что отступили от Веры, отступили от Церкви. Отступили от того, чем жила Русь в течении 600 лет. От того, чему учили равноапостольный князь Владимир, благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. И когда новоявленная икона Божией Матери «Казанская» стала центром, точкой сбора народа, появились силы, появилось согласие. Господь даровал правителя – Царя. Надолго ли хватило уроков?
Всего на сто лет. Через сто лет русский народ также расслабился. И стал смотреть на Запад. На сладкий, интересный Запад. И с запада приходят сильные, искусные в войне Шведы. И юному царю Петру нечего им противопоставить. Слава Богу, он догадался взять с собой на поле сражения Казанскую икону Божией Матери. И под Полтавой, прежде чем вступить в первый бой, коленопреклоненно молились наши воины Божией Матери. О том, что будет победа, мало кто надеялся. Но Господь и Матерь Божия даровали победу. Надолго ли хватило этого урока?
Опять на сто лет. В начале XIX века вся просвещенная Россия говорила на французском языке. Смотрели на Запад, носили их одежды, перенимали их обычаи, развратились. Господь отошёл. Здравствуй, Наполеон. И Матерь Божия вновь в войсках Кутузова, вновь в глубинке молится народ, просит прощения о своём отступлении. Хорошая была прививка. Сразу заговорили на русском, сразу вспомнили русские песни, сразу вспомнили, откуда пошла земля русская. Господь даровал победу! Надолго?
До начала 20 века. Первая мировая война, революция. Да, тоже тогда прибегали к Матери Божией, вспомнили эти уроки. Замечательное есть повествование у князя Живахова, как в Белгородской епархии в селе Пески была обретена икона Божией Матери. И было предложение пройти с ней по линии фронта. Но Главнокомандующий не допустил этого, сказал, что не следуют тревожить Её. Сказал, что сами справятся. И получили то, что получили. Революцию, разрушение, разорение, всё то, что мы пережили. Надолго ли нам хватило этого урока?
Вот и сегодня нам снова урок. Стоит вопрос: быть России или не быть. На самом деле всё очень зыбко, всё колеблется. Слава Богу, что сегодня мы с здесь, с Вами. И у нас огромная ответственность. Помолиться Божией Матери, попросить прощения за собственные грехи, за грехи родителей, за грехи детей. Просить прощения и жить нам с Вами свято по заповедям Божиим. Чтобы Господь видел, что нужен нам. Чтобы Матерь Божия видела, что этим людям нужен Её Сын. Что утром и днём на работе и вечером в кельях своих живут по заповедям Божиим. Чтобы умилостивить Пресвятую Богородицу, чтобы она вновь дала нам шанс, нам и нашим детям.
Милостью Божией в этом храме сохранилась эта святыня. Храм Казанской иконы Божией Матери не был самым большим, не был самым красивым, но устоял в Советские времена, когда были взорваны, разрушены многие другие храмы и соборы. Матерь Божия, наверное, за молитвы тех, кому Она была очень дорога, сохранила его для нас с вами. А вот сохраним ли мы этот храм, себя самих, детей?
Хочу пожелать всем нам сохранить веру православную в чистоте речи, в красоте, в доброте, в поступках и мыслях и в жизни нашей перед Богом и перед людьми. Дай Бог жить по Евангелию, по заповедям Божиим. Чтобы Матерь Божия увидела и спасла землю Русскую и нас с Вами, когда мы дойдём до конца нашей жизни.
По окончании Всенощного бдения было совершено торжественное славление Казанской иконе Божией Матери, и архипастырь преподал молящимся своё благословение.











