Миссия отцовства
«Представь, чиркнув спичкой, тот вечер в пещере,
используй, чтоб холод почувствовать, щели
в полу,
чтоб почувствовать голод – посуду,
а что до пустыни, пустыня повсюду.
Представь, чиркнув спичкой, ту полночь в пещере,
огонь, очертанья животных, вещей ли,
и – складкам смешать дав лицо с полотенцем –
Марию, Иосифа, сверток с Младенцем.
(Иосиф Бродский).
На этой земле был человек, ныне он — гражданин Неба, который сыграл весьма значительную роль в библейской истории и земной жизни как Самого Господа нашего Иисуса Христа, так и Его Матери. По-моему богословскому мнению, мы незаслуженно забываем о том, кто был земным отцом нашего Спасителя. Да, и для Самой Марии, по сути, он был скорее отцом, нежели супругом. Мы, как-то невольно, предаём незаслуженному забвению память праведного Иосифа Обручника. Разве думал он, что ему предстоит быть мужем Богородицы?
Боголюбивому старцу на момент обручения было 80 лет, а прожил он более 111-ти. Это предание вошло в житие Иосифа, находящиеся в Четьих Минеях святителя Димитрия Ростовского. Поэтому в ортодоксальной традиции герой нашего эссе изображается в почтенном возрасте. Нередко на православных иконах праведного Иосифа также изображают фигуру диавола-искусителя, который сеит в сердце и разум святого нечистые сомнения.
На многих же полотнах и гравюрах, принадлежащих западным мастерам, этот человек встаёт перед нашим взором эдаким брюнетом-красавцем, стоящим рядом с Пречистой Девой Богородицей. Плотник-каменотес из Назарета был вдовцом и имел уже взрослых детей на момент событий Благовещения и Рождества Христова. В первом браке его супруга Саломия (дочь Аггея, брата пророка и священника Захарии — отца Иоанна Крестителя) родила Иосифу шестерых детей: четырёх сыновей Иакова, Симона, Иуду, Иосию, и двух дочерей Есфирь и Фамар. Рано овдавев, он сам воспитывает и поднимает свою молодежь. В Синаксарии недели жен-мироносиц говорится еще о третьей дочери — Саломии, которая была замужем за Зеведеем — отцом апостолов Иоанна Богослова и Иакова, которых за горячий нрав наш Спаситель назовёт Воанергес (Βοανηργές) — Сыновьями Грома. Приняв под свой кров совсем еще девочку, по нашим меркам, дальнюю свою родственницу — Отроковицу Марию, оставшуюся без родителей, он становится её телохранителем. Праведник ей заменил почивших Иакима и Анну, а потом на себя возложил добрую миссию отцовства и для новорождённого Спасителя мира. Мы сегодня задаёмся рядом вопросов. Прежде всего, говоря современным языком, оказывал ли Иосиф какое-то влияние на юного Иисуса в качестве его «земного папы»? Иначе говоря, не будучи отцом, как он с этой ролью отца справлялся? На его мужские плечи легла нелегкая забота о крове, пище, тепле и безопасности Святого Семейства. На старости лет ему самому пришлось стать мигрантом, ищущим кров и работу на пыльных улицах египетских городов и селений. Иосиф на время покидает детей, внуков, Родину и дом, ради спасения Марии и Младенца. Он усыновил Христа, дал Ему, как бы мы сейчас сказали, свою фамилию и часть наследства в земле обетованной, что, вполне возможно, не слишком понравилось его детям от первого брака. Земной отец учил мальчика Иисуса всему, что умел сам. Он видел Его первые шаги, слышал слова приветствия, адресованные своему только что появившемуся на этот свет белый Опекаемому от вифлиемских пастухов и восточных магов-звездочетов, мастерил Ему первую люльку-кроватку, разводил огонь, чтобы согреть воду для купания, падая с ног, искал потерявшегося Сына по всему Иерусалиму, когда во время паломничества двенадцатилетний Отрок оставался в Храме в окружении иудейских мудрецов.
Сам Иосиф был выходцем из царского рода Давида и Соломона. После царствования этих особ прошло несколько веков и многочисленные потомки этого рода были рассеяны по всей Иудее, многие из них бедствовали и были вынуждены зарабатывать себе на жизнь совсем «не царским трудом». Такой была и участь Иосифа. «Земной отец», конечно же, воспитывал «Небесного сына» в традициях иудейского благочестия, закона Моисеева, благоговейного изучения Священного Писания, а также обучал Его своему ремеслу – плотницкому делу. В Евангелии, авторство которого принадлежит авторитету апостола Марка имеется свидетельство о том, что Иосиф, «передал дело» своей жизни Иисусу: «Не плотник ли Он, сын Марии…» (Мк. 6, 3). Юный Спаситель был послушным, добрым, внимательным Сыном, во всем помогая своему названному родителю Иосифу и Своей матери. Ни разу не дал Он почувствовать «земному отцу», что тот – «лишний», даже когда прямо напомнил старшим о Своём истинном происхождении с Неба. Когда же «Царь Царей и Господь Господствующих» подрос, мнимый родитель, как мастеровой человек, учил Его пользоваться инструментом, своим опытным взором оценивал первую работу, подбадривал Юношу во всех начинаниях, указывая тайны и секреты житейской мудрости при обучении ремесла. Его служение Сыну Божию называют «тихим предстоянием» перед Господом. Иосиф, в роли «земного папы» Христа, передаёт Ему свой навык, своё занятие. Отныне теперь Сам Король королей до того, как начать свое Мессианское служение, плотничает. Уже с детства Иисус был приучен к этой работе. И есть в этом нечто чистое, как и всё, что связано с Великим именем Божиим. Тогда ещё совсем юный Господь учился работать с рубанком, определять ровность деревянного бруса «на глаз», обтачивать, сколачивать, пилить и строгать, под тихие отцовские наставления Иосифа, в окружении смолистого запаха свежих стружек.
В старой Европе, да и в дореволюционной России плотницкое дело считалось чуть ли не «священной» профессией. Вообще, работа с деревом облагораживает человека, открывает ему какой-то очень честный, специфический, по замечанию блаженного Аврелия Августина «коренной» опыт жизни.
Имеется тут и сокровенная, мистическая сторона того факта, что Иосиф – муж Марии Богородицы был плотником. Дерево в пространстве Библии имеет метафизическую глубокую символику. С дерева, по сути, начинается тот векторный путь человечества вниз, то падение, остановить которое и пришел Богочеловек. Наши прародители Адам и Ева по наущению лукавого змея вкусили плод от Древа Познания, нарушив Божию заповедь. Христос искупает грехи всего падшего человечества – потомков первой человеческой четы, будучи распят на Кресте. И этот Крестный жертвенник мы называем «животворящим», потому что на нем были побеждены грех, проклятье и смерть. И вот между этим Древом Познания, ставшим для отступивших от Бога людей древом смерти, и Древом Жизни – Крестом Распятия. Здесь и горящий куст, та самая Неопалимая Купина, из которой Творец общался с пророком Моисеем. И тут же со страниц Священного Писания перед нашим взором предстоит бесплодная смоковница, то же как древо. А вот ещё мы видим – деревья, с которыми трудился Иосиф, а потом Христос, превращая природное естество в нечто потребное человеку, близкое к нам, прошедшее через труд людских рук, рук «земного отца» Иисуса и Самого Сына Божия.
Молчун, трудяга с добрыми глазами и грубыми руками — вот образ этого благоговейнейшего плотника. Такой обычный, простой труд отца характерен нашему евангельскому герою.
Восточная Церковь молитвенно вспоминает память этого святого мужа один раз в году, так сказать, в составе коллектива его предков. В этот день Святая Матерь — Церковь празднует память царя и пророка псалмопевца Давида, а также апостола Иакова, первого епископа града Иерусалима. Нужно отметить, что ап. Иаков, был одним из старших сыновей Обручника от первого брака. Этот праздничный день календаря — первое воскресение по Рождестве Христовом.
У римо-католиков память святого Иосифа отмечается отдельным торжеством 19 марта (великим праздником, если на восточный лад). В таких странах Европы, как Испания и Италия в этот день празднуется светский День Отца, что вполне логично. Кроме того, с 1955 г. днем Иосифа (Иосифа Труженика) стало 1 мая, а сам Иосиф стал покровителем всех труждающихся. Вспомните, 1 мая — День трудящихся. «Мир! Труд! Май! » — всемирный девиз этого праздничного дня. Ну и ещё у западных христиан имеется практика почитания Иосифа Обручника каждую среду годичного круга. У нас на Кавказе его почитают как покровителя паломников, поскольку именно праведный Иосиф совершил с Пресвятой Богородительницей первое путешествие ради Христа.
Отношение к святому Иосифу у нас по цепкому наблюдению современного миссионера, иерея Павла Островского напоминает отношение государства и общества к отцовству, как таковому. Раз в году у нас уже все же отмечается День Отца. Одним днём вспомнили миссию отцовства и забыли. Песен про дорогого папу по пальцам одной руки пересчитать. Разве не так? Во всех официальных документах отец оказывается на втором месте. Уже стало собой разумеющимся, что чиновники, врачи и учителя женского пола в нашем обществе, зачастую, выказывают пренебрежение к мужчинам, с которыми общаются по телефону или лично, давая понять, что желали бы вести диалог непосредственно с матерью ребенка. Отцы не в приоритете в правах при разводе. Многодетные мужчины не имеют права на досрочную пенсию и прочие льготы, в отличии от многодетных женщин. Отцы-одиночки не могут получить ту помощь, которую получают матери-одиночки. Если многодетной семье улыбнулась удача, и люди правдами и неправдами получили жилплощадь, то СМИ повествуют о матери и ни слова, практически, не указывается про главу семейства — отца.
Сегодня, говоря с горечью, нет особых надежд, что переменится что-то в нашей ментальности к земному родителю Иисуса Христа.
4 октября 2021 г. президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал указ, согласно которому День Отца будет отмечаться в России каждое третье воскресенье октября. Как мы видим, в нашей стране День Отца стал праздноваться сравнительно не так давно, но в некоторых регионах он отмечается уже более двадцати лет. В этом деле добрую инициативу в отличие от центра взяла на себя перифирия. С 2002 г. этот праздник начали отмечать в Череповце, с 2003 г. – в Новосибирске, а с 2006 г. — в Волгоградской, Липецкой, Курской и Ульяновской областях.
Постановлением Главы администрации Архангельской области от 03.02.2009 г. № 23 в вверенном ему регионе был утверждён областной декадник семьи в период с 20 по 30 ноября, а в третье воскресенье ноября – День Отца. В рамках празднования там проходит областной конкурс «Отец – ответственная должность» и совершается награждение отцов, которые достойно воспитывают детей, почётными грамотами и благодарностями губернатора Поморского края. В 2011 г. впервые День Отца отметили в Санкт-Петербурге, а ещё чуть раньше, с 2009 г. на Алтае установленный праздник начали отмечать в последнее воскресенье апреля.
В нашем Богоспасаемом Отечестве имеется много желающих вспомнить в этот день о роли семьи в жизни каждого и о тех ценностях, которые в ней закладываются. Введение подобного праздника восполнит недостаток внимания к теме отцовства и станет символом гармоничного подхода к вопросам защиты семьи. В документах черным по белому так и зафиксировано, что праздник учредили «в целях укрепления института семьи и повышения значимости отцовства в воспитании детей». За рубежом аналогичный праздник (Father’s Day) отмечают в третье воскресенье июня. Считается, что традиция поздравлять отцов в этот день появилась в США в штате Вашингтон в 1910 г. Национальным праздником День Отца стал в 1972 г. , затем традиция распространилась на другие страны. Какое-то время День Отца в третье воскресенье июня также отмечали и в России до революции.
Как нужен в наше секулярное время апостасии образ отца труженика, каким является Иосиф Обручник. Многие из современных отцов таковыми и являются, но нужно фундаментально облагородить, возвысить отца в его же глазах, в глазах жены и особенно детей. Надо побыстрее проститься с советским взглядом на этот вопрос, который ещё гнездиться в менталитете нашего социума. По Божьему закону необходимо поставить всё на свои места. Когда женщина в семье занимает своё предначертанное место, то и муж, как глава семейства расправляет крылья. А когда женщина в горящую избу по Николаю Некрасову, тогда всё разруха. Если статус отца в нашем обществе и государстве будет высоким, трудно будет оставаться нерадивым, поскольку общественное мнение это будет осуждать. Во времена моего детства люди, живущие без официального брака, назывались «сожители». Этого стыдились, женщины стремились заключить официальный брак, чтобы на них не смотрели с презрением. А теперь придумали красивое название «гражданский брак» для такого сожительства. Теперь даже женщины, не говоря уже о мужчинах, перестали стыдиться этого греховного соития. Упал статус института брака и грех не порицается. Так и роль мужчины в семье упала ниже плинтуса: не стыдно быть плохим отцом. В противовес, общество не фиксирует и никак не отмечает лучших отцов.
Безотцовщина в нашем государстве махровым цветом процветает несколько поколений. Согласно укоренившейся традиции нового домостроя мать семейства у нас отправляли на работу, а младенца, соответственно, в ясли, далее садик и школу. Парадокс, но детей и подростков воспитывали преимущественно, женщины. Хорошо, если отец всё же был на горизонте и появлялся иногда на орбите семьи. Здорово, если дедушки брали на себя благую заботу о подрастающих внуках. Традиционно доминирует, как показывает жизнь, в нашем обществе женское воспитание. Даже Церковь, бросая свой взор на данную проблематику практически безмолвствует. Примерами для подражания становятся, как правило, монахи или мученики. Тот же пример жизни праведного Иосифа получается как-то не востребован, как и подвиг святых матерей. Получается, либо монахи и монахини, либо мученики и мученицы на пьедестале подражания. Кто из святых у нашего народа, так сказать простым языком, в фаворе? Кто-нибудь слышал из благочестивых читателей про Анну Новгородскую, многодетную мать? Она же Анна Кашинская. Интересно проанализировать, в службе ей отражён её материнский подвиг или там опять всё про посты и бдение, подчёркивающие аскезу иночества святой жены.
В нашем календаре мы практически не находим канонизированных служителей Алтаря Господнего или благочестивых мирян, кто прославился подвигом семьянина. Опыт Церкви свитетельствует, что лучшими архиереями становятся как раз выходцы из белого духовенства. У нас нет святых иереев и протопресвитеров, кто знал на своей шкуре, что такое пелёнки и распошенки, что такое невыспанные ночи из-за детского плача, а также семейные будни и праздники. Единственно на память приходит имя преподобного Иоанна Кормянского, сельского батюшки, служащего в Белоруссии ещё до революции. И то, только в ноябре 2017 г. на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви было принято решение об общецерковном прославлении отца Иоанна.
Покровители семьи, молодожёны Адриан и Наталья почитаются церковным сообществом прежде всего за подвиг мученичества и верности своим христианским идеалам. Что относительно, святых князей Петра и Февронии, то внимательному читателю их жития сразу бросается в глаза, что там нет ни единого слова про любовь и детей. Сама «Повесть о Петре и Февронии Муромских» подчёркивает, что вместе святые супруги только читали акафисты. А вот праведные Иоанн и Мария Устюжские по достоинству являются русскими святыми седой древности, святость которых проявляется в семейных узах. О них несколько лет назад писал молодёжный православный журнал «Отрок».
Будущие папы и мамы рождаются в семье, где и формируется человек в большей степени, как гражданин, как семьянин и т.д.
Так было и так должно бы быть и в настоящие времена, но увы, неписаные законы морали и нравственности в некоторых семьях не срабатывают.
Статус мужчины в нашем государстве все же высок (образование, род занятий, определённое место в социальной линейке, посты и должности) и поэтому мужчина может самостоятельно определиться каковыми быть его браку, семье, с каким статусом родятся его дети. Сами ценности и не храним, с себя и спрос.
Доктор Богословия, Доцен, Протоиерей Алексей Агиевич.