Малая искра сжигает города

3 апреля в Скорбященской обители состоялась шестая беседа из цикла «Страсти и добродетели». Она была посвящена страсти гнева (раздражительности). Беседу провел руководитель Миссионерского отдела Нижнетагильской епархии, клирик монастыря иерей Алексий Бессонов. Публикуем содержание беседы в жанре записок.

От великана до карлика: как действует страсть гнева?

Гнев – это страсть, которую ты совсем не ждешь, а она приходит неожиданно и стремительно.

Самое главное, что в нем присутствует, – это превосходство над другим человеком. Феофан Затворник пишет, что разгневаться можно только тогда, когда ты в сердце своем стал выше над братом. Тогда ты как будто бы имеешь «право» кричать на ближнего. Рассуждаешь ты примерно так: я такой пост занимаю, а он чего-то не понимает. Мы хотим, чтобы нас похвалили, с нашим мнением считались.

Иногда люди так близко находятся друг к другу и так кричат, как будто их разделяют сотни метров или они стоят на разных вершинах и хотят докричаться до другой горы. Но по большому счету мы кричим, потому что осознаем свою малость. Любая страсть сжимает душу, и мы сразу становимся маленькими. И от гнева мы тоже сразу мельчаем.

Святые отцы Иоанн Кассиан Римлянин, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Иоанн Лествичник указывают, что начало гнева или, можно сказать, причина, отец гнева – надмение и гордость. Можно удивиться, какая у гнева мать. Это искание пустой похвалы, желание награды за все, как телесной, так и духовной, желание денег, чревоугодия, блуда. Если мы гневаемся, значит в нас есть и эти пороки. Это проверка себя…

Гневный что пьяный

Гнев имеет разные качества: протяженность (злопомнение обид), силу (может дойти до ярости). Святитель Иоанн Златоуст называет злопамятство, гнев самым противным грехом в очах Божиих.

Святые отцы предлагают важные сравнения для понимания, что такое гнев. Гневный похож на пьяного: и речь заплетается, так как он торопится что-то сказать, становится невнятной. Еще гневливый похож на пса: он лает, плюется слюной. Если взять стихийный мир, то гневный человек поход на бурю: она все ломает, крушит и ни к чему доброму не приходит.

Есть гнев праведный и неправедный. Гнев нельзя оправдать, если он обращен на ближнего. Праведный гнев обращен не на человека, а на грех.

Убийца любви

Гнев – это убийца любви. Смирение и любовь – это противоположные гневу добродетели. Любовь жертвует собой ради другого. Высшая форма любви – отдать жизнь за другого человека. А гнев в самом своем пике – это убийство. Оно чаще всего происходит в этом состоянии.

Если мы не научимся контролировать состояние раздражительности, то это может привести к беде. Очень много людей сидит в тюрьме за то, что в состоянии аффекта убили или изуродовали ближнего. Случается, что даже дети в гневе что-то бросили, толкнули другого и нанесли травмы, которые остаются шрамами на всю жизнь.

На зеркало неча пенять

Отец Димитрий Смирнов всегда советовал: когда человек раздражается, гневается, кричит, капризничает, надо перед ним зеркало ставить. Как прекрасен человек, когда он молится, спокойно общается, и как безобразен, когда гневается. А представляете, что происходит с душой, если тело так выражает гнев? Зеркало – это воспитательный момент. Я иногда детям в гимназии, когда они начинают гневаться, раздражаться, ссориться, спорить, говорю: «Этот грех делает вас некрасивыми!» На девочек это сильно влияет. Как-то я даже снял их на телефон в этом состоянии, чтобы они увидели, как выглядят в момент ссоры. На них это произвело сильное впечатление. Гнев уродует человека.

Adrenaline Rush #всётыможешь?

В любом грехе есть сладость. Какая же сладость в грехе гнева? С точки зрения медицины состояние гнева опасно для здоровья человека, поэтому в крови вырабатывается адреналин. Человек испытывает эйфорию, и она длится от 15 до 30 минут. Поэтому гнев имеет временные рамки, и если ему не дать действовать, то мы не будем испытывать эту сладость. Если человек постоянно гневается и адреналин заканчивается, то у него опять потребность на кого-то кричать, унижать другого. Если человек не будет давать гневу действовать, то сладость уйдет и потребность гневаться угаснет. Поэтому надо учиться сдерживать себя, и это даст плод через очень короткое время.

Как бороться с гневом?

Феофан Затворник предлагает: когда в голове возникла неприязненная к человеку мысль, первое, что нужно сделать, – перекреститься. Крестное знамение есть бесам язва. Второе – призвать молитву.

Иоанн Лествичник сравнивает начало гнева с угольком – это слово или дело другого человека. Он нам бросил этот уголек, и этот уголек ничего из себя не представляет. Но если для него есть подготовленная почва (мы превозносились над человеком), то можно сказать, что подстелили под этот уголек ковер или солому – и уголек вспыхивает. Начинается пожар.

Чему нас учит дьявол? Главное – завязать разговор. И мы начинаем рассуждать: почему другой так сделал? почему он так посмотрел? почему он так сказал? как он посмел? а что я ему сделал? он же мог стерпеть? и другие многочисленные вопросы – таким образом мы этот «уголек» рассматриваем со всех сторон.

Напомню: мысль побеждается только мыслью. Как только мы заметили, что в нас начинает разгораться страсть, надо сразу тушить ее «водой» – молитвой, призыванием Сладчайшего Имени Господа нашего Иисуса Христа. Есть и призыв в Священном Писании: «Молитесь за обижающих вас» (Мф. 5, 44).

Еще Феофан Затворник предлагает хранить уста. Он говорит: стисни зубы и молчи. Как бы ты ни был прав – молчи, а лучше уйди. Гнев не творит правды Божией. Если мы сразу начнем что-то говорить, то взрыв гнева неизбежен. Чтобы не случился пожар, надо не дать воздуху проникать в помещение (мы обычно закрываем окна, двери), вызвать пожарных, то же самое с «углем» гнева: молчим и взываем к Богу, Матери Божьей, святым. И уходим от конфликта: надо походить, выпить воды, умыться – успокоиться. Если невозможно не сказать, не сделать замечания – нужно это делать не сразу, а позднее, в спокойном состоянии.

Мать всех грехов – праздность. Если появился гнев, надо «паровую машину» направить в дело. Берем веник, швабру и начинаем мыть пол. Или берем лопату и копаем огород. Столько энергии дает состояние перед гневом, что можно горы свернуть. Ее надо направить в нужное русло. Поэтому в монастырях сразу начинают делать поклоны.

Жди неприятностей, или о расплате

Чтобы гнев не застал тебя врасплох, надо знать: неприятности неизбежны. Но Господь-то нас ждет, невозможно все время сидеть в своей «келье». Ты выходишь из нее, и тогда ты видишь, что тебе все улыбаются. Люди не плохие, но обстоятельства так складываются, что могут быть неприятные моменты в жизни. Надо быть готовым, что нас смирят. Для этого надо иметь такое чувство, как самоукорение. Если я себя не укоряю, то Господь пошлет человека укорить меня.

У соседа Ефрема Сирина пропала овца, и он обвинил подвижника в краже, который попал в темницу. Будучи невиновным, он выслушал в узах различные истории людей, которые совершили реальные преступления. И он подумал: я ведь тоже это совершил, но не сидел, и это тоже было в моей жизни, но я не понес наказания. Надо признать, что происходящее с тобой сейчас (негодование начальства или дерзость подчиненных, грубость продавца или др.) – расплата за прежние грехи. Таким образом я несу искупление. Если мы будем смотреть на сложившуюся ситуацию как расплату за нераскаянный грех, мы получим много духовной пользы.

Трудное слово «Прости!»

Апостол Павел обращается к нам в Священном Писании: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 26). Поэтому мы должны просить прощения до захода солнца. Если ты уснешь с этим, то грех пустит корни. Чтобы примириться, надо поговорить с человеком. Когда мы этого не делаем, грех растет дальше. Но важно обсуждать проблему, а не личность.

Если мы знаем за собой грех, мы должны скорбеть, что имеем что-то против брата или вводим его в грех. Мы часто бываем соблазнителями. Если мы понимаем, что сами ввели другого в гнев, то почему мы не просим прощения? Ситуация могла бы разрешиться с Божьей помощью. Велика сила слова «Прости!»

Почему в монастырях, когда просят прощения, делают земной поклон? Энергия гнева сразу уменьшается.

Если мы Христовы, мы должны первыми просить прощения. Вспомните, как Христос молился на Кресте за распинавших Его: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23, 34). Архидиакон Стефан тоже молился за убивающих его. Многие новомученики ХХ века так умирали.

Для чего нужно читать отечники?

От гнева мы раздуваемся, краснеем, как самовар. Мы как скороварка, из которой должен выйти пар, чтобы она не взорвалась. Святые отцы рассказывают, как люди выпускают гнев. Есть два способа. Неприемлемый способ: взорваться и сказать все, что ты о человеке думаешь. Потом происходит охлаждение… и приходит новая страсть – печаль, уныние, тоска. Поэтому отцы советовали шутить. Вспомните, Амвросий Оптинский постоянно говорил шутками, прибаутками, присказками. Кто-то из святых рассказывал поучительные истории. Например, монах Агафон спрашивал детей: «Вы во что играете?» Они отвечали: «У нас игра: кто соврет лучше всех. Кто-то говорит, что вот такую рыбу поймал, а кто-то вот на такую гору залазил». Монах ответил на это: «Мы в такие игры в детстве не играли». «Старец, ты победил!» – закричали дети. Через такую историю мы показали другому, что не обиделись на его откровенное вранье. Все смеются, и напряжение пропадает.

Для чего собираются отечники? Чтобы мы их читали и собирали духовную мудрость святых и применяли в некоторых обстоятельствах жизни.

Что случилось с человеком?

Интересно, что в русском языке слово «обиделся» имеет возвратный суффикс, то есть этот грех направлен не на другого, а на самого себя: это я сам себе причинил обиду, я позволил греху жить в себе.

В своем уме надо вставать на место обидчика. Что с ним сегодня произошло? Например, на вас продавщица накричала. Что у нее сегодня было? Может, ее начальство на ковер вызвало и уже уволило, и она работает последнюю смену? Или ее с утра обманули, или кто-то ей нахамил? Чаще всего мы не знаем, что предшествовало этой ситуации. Мы должны постараться понять, оправдать человека, встать на его место. «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения»  (Пс. 145, 3). Это слова о том, что каждый человек может ошибиться. Часто ссора с вами – это способ снять напряжение от скорби. Мы все люди и устаем. Давайте жалеть друг друга. Сильный духом человек первым смиряется.

В Священном Писании есть такие слова: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш» (Ис. 40, 1). Это призыв дать утешение другому человеку. Один московский старец говорил священникам: «Жалейте народ», а прихожанам повторял: «Жалейте друг друга». Кричать на нас и унижать нас есть кому, а кто же утешит?

Часто человек, гневающийся на нас, убежден, что он делает правое дело, спасает нас. Поэтому лучший гнев – это гнев на свой собственный гнев: как ты смеешь ко мне подходить, вон отсюда.

Memento mori

Последнее, что нас должно останавливать, – это память смертная. Об этом написано в книге Сирах: «Помни о смерти и вовек не согрешишь». Если я сейчас гневаюсь, а через час у меня тромб оторвется – с чем я к Богу пойду? Нас эти мысли должны останавливать.

Есть и искусственные приемы: представлять любое дело как духовные весы. Если я это скажу, то что будет?

Феофан Затворник  знал, что все болезни от нервов. Если ты гневаешься, ты убиваешь сам себя, сокращаешь свою жизнь и лишаешь себя времени на покаяние.

Важен и внешний фактор – не торопиться. Чтобы научиться не высказывать слова во время гнева, надо научиться говорить его медленно в спокойном состоянии. Старец Порфирий Кавсокаливит предложил мудрейший совет в общении с человеком: помолчи, помолись и с любовью скажи. Перед тем, как что-то сказать, вздохни и выдохни, а потом уже говори. Даже в хороших вещах нужна пауза, медлительность. Есть выражение: «медленный на гнев». Смысл его в том, что энергию гнева можно перенаправить на другие вещи.

Обращаемся к Священному Писанию и святым отцам

 «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6).

«Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).

В храме и дома постоянно звучит молитва «Отче наш». Все мы помним слова из нее: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

Любая мысль против человека проверяется молитвой Амвросия Оптинского: «Святыми молитвами этого человека помилуй меня, грешного». Это очень помогает в духовной борьбе. В душе наступает мир, который невозможно достичь другими способами. Так рождается любовь к человеку не придуманная, а настоящая. Мысль ваша постоянно будет внушать: да он не молится, какие у него молитвы, да он в храм не ходит и жизнь его позорная… Но надо настойчиво повторять слова старца Амвросия. Молитва – это то средство, которое на начальном этапе развития греха вынимает «занозу» из отношений, тушит уголек.

Вопрос: Как гнев связан с темпераментом?

Мы знаем особенности холериков, сангвиников, флегматиков, меланхоликов. Конечно, есть медлительные люди, есть, наоборот, быстрые, горячие люди, но важно направлять эту горячность на другое. Мы же не можем сказать: «Господи, Ты меня таким создал, и от меня ничего не зависит». Важна наша работа над собой. Один из афонских старцев был пьяницей, ему родители давали вино с детства. На начальном этапе подвига его дневной «нормой» были 20 рюмок ракии, и не пить он не мог. Борясь с собой, он дошел всего до двух рюмок, хотя кому-то покажется, что это очень много: ракия – напиток крепкий. А Господь сказал: в чем застану, в том сужу.

В каждом из нас действует какая-то страсть. И она может быть побеждена силой Господа нашего Иисуса Христа.

Самое главное – любовь. Как говорит святитель Феофан Затворник, любовь должна быть во всем: и в слове, и во взоре, и в действии. Если мы начнем друг на друга смотреть с любовью, многое может измениться. Господь через внешнее будет менять в нас внутреннее.

Новости, Новости епархии | 10 апреля 2021

Вам может быть интересно: