Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Евгению (Кульбергу), епископу Среднеуральскому, викарию Екатеринбургской епархии
1 августа 2016 года, в праздник обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре и возглавил хиротонию архимандрита Евгения (Кульберга), клирика Екатеринбургской епархии, во епископа Среднеуральского, викария Екатеринбургской епархии. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Евгения на служение и вручил ему архиерейский жезл.
Преосвященный епископ Евгений!
С волнением и трепетом переступил ты ныне порог сей дивной обители, движимый Божественным призванием, обращенным к тебе чрез решение Священноначалия. Призыв этот из уст Самого Спасителя услышали некогда и Его ученики, которые отправились по всему свету проповедовать Евангелие и утверждать в мире веру Христову. В сей торжественный день сподобился ты принять благодать Небесного Утешителя, соделавшую тебя при сонме свидетелей видимых и невидимых преемником многотрудного апостольского служения и продолжателем высокой апостольской миссии.
«Никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом» (Евр. 5:4), — научает нас всехвальный Павел. И потому, усвояя сей бесценный Божественный дар, ниспосланный тебе по молитвам Святой Церкви, не неради о нем (1 Тим. 4:14), но усердными трудами и благочестивой, добродетельной жизнью возгревай (2 Тим. 1:6) непрестанно, дабы в день испытания всех человек пред очами Праведного Судии представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподававшим слово истины (2 Тим. 2:15).
Мудрым произволением Создателя ты направляешься на викарное служение в Екатеринбургскую епархию. Но не помышляй в себе, что труды твои от этого становятся менее значимыми или более легкими, чем служение правящего архиерея. Тебе предстоит стать верным и надежным помощником, почтительным и послушным сыном, единомысленным и преданным соратником митрополита Екатеринбургского Кирилла, вместе с ним разделить огромную ответственность за души людские, за полнокровное развитие церковной жизни в Уральском регионе.
По давней традиции обращаясь к новопоставленному епископу с напутственным словом, Патриарх неизменно говорит о важнейших направлениях архипастырского делания: это осуществление дел благотворительности, катехизаторская и миссионерская работа, духовно-нравственное просвещение и, конечно, воспитание молодого поколения, устроение крепких и сплоченных христианских общин, содействие укреплению семейной и общественной нравственности в нашем народе. Все это, безусловно, необходимо и весьма значимо, но вместе с тем является лишь заботливым отеческим напоминанием рукоположенному архиерею о сложности и многогранности предстоящего ему служения. Ведь в основе любой программы его деятельности должно лежать Евангелие, спасительные слова Господа Иисуса, возвещающего Царство Божие, пришедшее в силе (Мк. 9:1).
Путь, предлежащий тебе, и славный, и опасный одновременно. Славный — ибо призван преумножить достояние Божие и послужить прославлению имени Христова. Опасный же — потому что следование епископской стезей сопряжено с немалыми испытаниями и искушениями. И наиболее пагубные из них — гордость и тщеславие, проистекающие в том числе и из обольщения высотой епископского сана. Укрощай же высокомерие глубоким смирением и страхом Божиим обуздывай честолюбивые помышления таковые. «Поминай последняя твоя, и вовеки не согрешишь» (Сир. 7, 39), — наставляет нас премудрый сын Сирахов.
Святитель Григорий Великий вместе с тем отмечает, что пастырь нередко подвергается тяжким духовным недугам гордыни и тщеславия, «когда успехом проповеди, достодолжным образом распространяемой, надмевается дух самого проповедника от потаенной радости о своем отличии и преимуществе» (Правило пастырское. Гл. 45). Так четко формулирует этот духовный недуг святой Григорий Великий. Наставляя окружающих в вере, помни: истинная сила человеческого слова, обоюдоострым мечом проникающего в сердца других людей, дается лишь Духом Святым. Можно произносить умные слова, безупречные по логике тексты, но все это будет не восприниматься умом и сердцем слушающих, если благодать Божия в этот момент не будет вместе с проповедующим. Помни, что подлинная евангельская проповедь заключается «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2:4).
Что же это за явление духа и силы, о которых пишет апостол Павел? Мы знаем, что нередко дела говорят громче любых самых искусных слов. Можно не обладать даром красиво излагать свои мысли, но вместе с тем оказывать огромное воздействие на умы и сердца окружающих. Это происходит тогда, когда проповедующий зримым образом являет в своих делах доброту, твердость веры, смирение и любовь.
Преподобный Серафим Саровский, в день памяти которого ты по Промыслу Божию сподобился принять сан епископский, сформулировал этот духовный принцип в одной емкой, но яркой фразе: «Стяжи дух мирен — и тысячи вокруг тебя спасутся». Дух же мирный стяжевается не иначе, как исполнением заповедей Христовых, мужественным терпением в перенесении скорбей, любовью и постоянным духовным бодрствованием.
Молю Милосердного Господа, дабы Он сподобил тебя достойно послужить Ему на архиерейском поприще и прожить жизнь чистую, праведную, исполненную любви к Богу и ближним, ибо в этом и обнаруживается то Царство Небесное, которое внутрь нас есть (Лк. 17:21): «Царство Божие не в слове, а в силе» (1 Кор. 4:20).
«Сообразна с житием твоим должна быть и молитва твоя, — увещевает преподобный Исаак Сирин. — Ибо тому, кто привязан к земному, невозможно домогаться небесного, и тому, кто занят мирским, нет возможности просить божественного» (Слова подвижнические. Слово 5). За множеством дел и занятий никогда не оставляй молитвы, наипаче же молитвы церковной, возносимой при совершении Таинства Евхаристии. Она станет для тебя духовным утешением, источником сил и вдохновения, глотком живой воды посреди мира, палимого огнем греховных страстей.
Выслушав от меня сие отеческое наставление, прими в руки архипастырский жезл, и благослови народ Божий, молившийся сегодня о тебе за Литургией, и гряди с миром на новое служение Господу и Его Церкви. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси