Литературная рубрика «Путевые записки» продолжает публикацию рассказов о паломничестве

В начале февраля на сайте Скорбящеского женского монастыря открылась литературная рубрика «Путевые записки». Многие люди любят дорогу, и не только из-за новых впечатлений… Во время паломнических поездок, путешествий происходят случайные или вовсе не случайные встречи с разными людьми, и почему-то некоторые из них врезаются в память и «требуют выхода». Так рождаются рассказы: серьезные и курьезные, но всякий раз поучительные.

Вы тоже можете стать автором рубрики «Путевые записки». Расскажите о встречах, которые произошли в вашей жизни во время путешествий. После редактирования они могут быть опубликованы на сайте Скорбященского женского монастыря. Присылайте материалы на E-mail: vachem.ndda@mail.ru.

Сегодня мы публикуем продолжение рассказа «На северах» из записок послушницы-путешественницы Скорбященской женской обители. Первую часть вы можете прочитать в статье — На севера. I часть


Отец Владимир

Знакомство с отцом Владимиром началось задолго до нашего приезда на его приходы. Приходами он «богат». В то время было их у него 3, сейчас – 4.

Три года назад были мы со святынями в г. Серове, подходит к нам в подряснике человек и просит:

– Вот вы все по большим приходам ездите, к нам бы заглянули, мы так нуждаемся в святынях.

Спрашиваю:

– А Вы батюшка?

– Да.

Беру благословение и удивляюсь, какие мозолистые, натруженные у батюшки руки. Приехали мы к отцу Владимиру через год после первого знакомства. Сначала, как владыка благословил, мы заехали со святынями в Серов, а дальше должны были ехать на приход к отцу Владимиру. Спрашиваю у батюшки по телефону:

– Как доехать до вас?

– Я пришлю за вами человека.

Как доехать в назначенное село, в какую сторону направить путь, я не имела ни малейшего понятия. День нашего отъезда из Серова приближался, но ни звонков, ни человека… Накануне отъезда во второй половине дня появилась на паперти средних лет женщина странного вида. Сложно понять, кто она: то ли монастырская, то ли проходимка – все удивительно ярко в ней сочеталось. Одета в черное, повязана по-послушнически, с ящиком для пожертвований. Внешность яркая, зубы все золотые. Стояла скромно на холоде, в общении с людьми вежлива и в то же время никого не пропускала, чтобы не попросить с настойчивостью пожертвование в свой ящик. В храм вошла только перед закрытием, купила у нас детские книги, чтобы «сделать нам выручку», как сама сказала, сдачу не взяла. На следующий день снова появилась, и история повторилась. Ближе к отъезду мы «случайно» узнали, что она и есть тот человек, которого обещал прислать отец Владимир. Звали ее Еленой.

Пока ехали от Серова полтора-два часа, кое-что узнали о том месте, куда путь держим. Романово – очень старинное село. Во времена царской России через это село проходила дорога на Сибирь. В нем родился преподобномученик Ардалион (Пономарев). Сельский храм посвящен Святителю Николаю, он был разрушен в советское время – остались стены и частично купол, восстановлением которого и занимается община во главе с рабом Божиим Александром. Отец Владимир их духовно окормляет, два раза в месяц приезжает служить Божественную Литургию в храме, устроенном в большом частном доме. Местные жители в храм практически не ходят – все пока смотрят, что у них (т. е. у общины) получится. Община состоит из трех семей и всех обиженных и обездоленных, кого к ним послал Господь. Принимают абсолютно всех. Как-то спросили у батюшки:

– Может, не всех принимать?

Отец Владимир ответил:

– Бог меня принял, как я могу кого-то отринуть – принимайте и вы.

Прошло время, и у прихожан «со стажем» появился какой-то опыт, они говорят, что каждый, кто к ним приходит в общину, приносит что-то новое и полезное, научает чему-то душеспасительному. А приходят к ним люди разные: живет инок, запутавшийся в жизни и в себе; люди, страдающие алкоголизмом; бездомные, наркоманы; вот недавно взяли на попечение старушку-«Божий одуванчик», которую дети выгнали из дома; пришла и молодая пара, которой негде жить: мыкались по разным местам, пытались жить и в монастырях, в итоге попали сюда. Когда мы приехали, поселили их уже отдельно, проводили огласительные беседы, готовили к таинству венчания. Сейчас они уже повенчались, живут законным церковным браком, им выделили дом, недавно родилась девочка. Отец семейства занялся животноводством.


В селе Романово

Встретили нас на окраине села с хоругвями человек десять. Отец Владимир, строитель Александр, он же и алтарник, взяли наши иконы, и крестный ход пошел. Мы на машине тихонько ехали, замыкая шествие. Дошли-доехали до домового храма и сразу начали молебен с двумя акафистами. Пели — все, кто как мог. Где-то пение было и нескладно, но так молитвенно, что эта нескладность как-то не замечалась.

Отец Владимир все тот же, что и при первой встрече: в том же заношенном подряснике. Худенькая курточка, обувь стоптана и видны дыры на носках. В общем, я снова отметила необычность внешности батюшки. Позже, уже в поселке Гари, разговорившись с прихожанками, узнала, что отец Владимир подвизается в евангельской нищете. Кто-то скажет – небрежность, но судить одному Богу. Женщины, видя его худо одетого, приодевают его время от времени и в очередной раз понимают: бесполезно, так как всякий раз батюшка возвращается к ним раздетый. Своего жилья у отца Владимира нет, живет он в келейках при тех храмах, где служит. А где чаще бывает и чаще служит, сего женщины мне сказать не смогли. Своего транспорта у батюшки тоже нет. До своих приходов, раскинутых в радиусе 100 км, батюшка добирается либо на попутках, либо автобусами, которые в тех местах почти не ходят, пешком тоже приходится ходить немало. Всякий раз, когда он уезжает одетый во что-то новое, ему встречается кто-то, которому «нужно больше», и батюшка снимает с себя обновки и отдает нуждающемуся. Один раз в Гари он приехал босиком, а была осень – северный Урал тебе не Сочи.

После молебна наши «хозяева» говорят:

– Раскладывайте ваши коробки с утварью и книгами.

Я удивилась:

– Для кого?! Кто будет что брать?!

Они настаивают, даже свою свечную лавку уступили. В течение дня приходили сельчане, но совсем немного что-то смотрели, совсем немного брали, и опять, как и в Серове, «наша» Елена делала нам «выручку». А в конце дня молодая женщина, одна из членов общины, тайком принесла в конвертике деньги, которые собирала долгое время. И ее пожертвование было сравнимо – по-евангельски – с лептой бедной вдовы, а по нашим нуждам (для реставрации Вознесенского храма) – пожертвование, собранное в течение целого дня в большом храме большого прихода.

На отдых нас провожали уже по глубокой ночи с фонариками, так как в безлунную ночь и когда на улице нет ни одного фонаря – на расстоянии полуметра ничего не видно. Можно сбиться с дороги, попасть в чужой огород и сидеть там до утра. Мы-то пошли отдыхать, а у наших провожающих еще коровы недоенные. Но было видно, что наши хозяева воодушевлены приездом святынь и общей молитвой. Ночевали мы в «гостиничке для паломников» – домике в четыре комнаты с теплой печкой. Наутро договорились встать пораньше, сходить на святой источник, чтобы к 7 утра успеть вернуться к молебну.

На источник нас провожали отец Владимир, Елена и еще один мужчина из насельников странноприимного дома. До источника минут 30 бодрого ходу. Идем… ничего не видно и не понятно – то ли по полю идем, то ли уже лес начался. Тьма кромешная вокруг. Но скоро стало светать, и стало понятно – идем вдоль опушки леса. По лесу совсем недолго – все ровная дорога, и резко справа обрыв. Вниз, к источнику, ведут ступеньки. Его углубили, так что при желании можно и окунуться, что некоторые из нас и сделали. Послушница Е. тоже решила купаться, хотя в поездку отправилась после сильной простуды и еще не успела выздороветь. Когда она спускалась к воде, одна из ступенек надломилась, и сестра Е. упала в воду. Когда она вышла из воды и прошел первый испуг, выяснилось, что совсем немного поцарапалась. Послушница Е. не то что не заболела, более того – после купания окончательно прошли все остатки недолеченной простуды. Дождались всех купающихся, набрали святой воды и двинулись в обратный путь. По дороге отец Владимир рассказал историю из своей жизни…

(продолжение следует)

Сестра N.

Скорбященский женский монастырь

Новости, Новости епархии | 14 февраля 2019

Вам может быть интересно: