Лаконичная проза Сомерсета Моэма
Январское заседание Литературной гостиной «Беседа с собственным сердцем» была посвящена классику английской литературы Сомерсету Моэму.
Писателя в основном знают по его романам «Бремя страстей человеческих», «Театр», «Луна и грош», «Разорванная вуаль» («Узорный покров»). Но немногим известна его биография и малые литературные формы – рассказы, новеллы, эссе. Поэтому мы вместе с нашими гостями проследили яркую и долгую жизнь Моэма. Оказалось, что писатель много путешествовал – побывал в Индии, Китае, Малайзии, на островах Самоа и Борнео, где набрал множество интересного материала для своих произведений.
В молодости Моэм служил в британской разведке и в 1917 году с августа по ноябрь месяц находился в России, встречался с Александром Керенским, Борисом Савинковым и другими политическими деятелями революционной поры. Поэтому в его творчестве присутствует и «русская» тема: роман «Рождественские каникулы» и рассказ «Рубашка мистера Харрингтона».
Гостями на его вилле во Французской Ривьере были Уинстон Черчилль, Герберт Уэллс и даже некоторые советские писатели.
Чтобы наши слушатели поняли особенности творчества писателя, мы выбрали для обзора несколько рассказов. Например, в рассказах «Тайпан» и «Неудавшееся бегство» проходит мистическая линия. Небольшой по объему рассказ «Мэйхью» говорит о смысле человеческой жизни. В рассказах «Джейн» и «Источник вдохновения» видны нестандартные женские характеры. Тема протестантского миссионерства раскрывается в рассказе «Дождь». Неумение людей понимать друг друга, мириться с недостатками других привела к трагической развязке в произведении «Макинтош».
Материалом для более подробного обсуждения послужил рассказ «Человек, у которого была совесть». Характеризуя главного героя Жана Шавена, наши гости говорили, что он – человек гордый, любящий только себя, из зависти совершивший подлый поступок. Угрызения совести, от которых он страдал, перестают его терзать, как ни странно, после тяжкого преступления. Жан Шавен – человек, не способный на раскаяние.
В заключение присутствующие отметили остросюжетность повествования, психологизм в обрисовке характеров, простоту и ясность литературной формы.