Курсы начальников единиц БПС в Качканаре. День первый
Продолжаем репортаж про курсы начальников отрядов Екатеринбургского регионального отделения Братства Православных следопытов в г.Качканар. Начало смотрите здесь.
Кураторы курсов – иерей Алексий Занозин и Всеволод Кривцов при работе с наставниками использовали очень важные педагогические методы. Первый из них — работа в патрулях. Вся работа происходила исключительно в рамках патрульной системы – одного из столпов скаутского метода воспитания. В каждом патруле из новообразованных патрулей был выбран вожак (патрульный), заместитель вожака (подпатрульный), сапер, медик (санитар), костровой. Вожаком патруля Мамонты был выбран иерей Дионисий Кадомцев, руководитель Челябинского отделения БПС, а вожаком патруля Дружба стала ровер Елена Максимова г.Лесной. В задачи Вожака входит руководство всей работой патруля. Его заместитель руководит работой патруля в отсутствии вожака, помогает вожаку проводить мероприятия. Медик отвечает за медицинскую часть. Сапер обычно отвечает за патрульное снаряжение, но в рамках курсов ему вменили в обязанности проведение скаутских игр, в первую очередь, на сплочение (ледоколы). Костровому на курсах вменили в обязанность разучивание скаутских костровых песен в своем патруле. В течение слета работа в патрулях оценивается в специальных карточках патруля.
Следующий метод, который применялся на сборах — метод постановки проблемы. Суть метода в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении наставников умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. Каждый курсант становится участником учебно-воспитательного процесса. Наставники не получали готовое знание, а должны были, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Проблемная ситуация заставляет наставников осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития руководителя скаутского отряда (патруля).
Следующий, близкий к предыдущему метод — Сократический. Это способ ведения диалога, в ходе которого один собеседник задает вопросы, а другой отвечает на них. Цель задающего вопросы — направлять обучающую беседу в правильное русло так, чтобы наставник, проходящий курсы, с помощью уточняющих вопросов сам нашел правильный ответ. Эти методы наставники должны были взять себе на вооружение для воспитания следопытов.
А также метод обучения через дело и игру. Это один из скаутских принципов воспитания. Наставники при обучении следопытов должны следовать принципу: «Делай, как я». Поэтому, повышая свою компетенцию на данных курсах и тренируясь в управлении единицами (отрядами, патрулями), они сами обучаются методами, применяемые ими при в воспитании детей, подростков и молодежи. Не скучные лекции, а обучение через дело и игру – один из самых эффективных методов запоминания нового материала.
После деления на патрули состоялся круглый стол. Каждый патруль должен представить, как он видит структуру БПС. В итоге каждый участник сбора четко представлять структуру БПС и смог оценить значение патрульной системы в скаутской методике воспитания. За этим же круглым столом взрослые следопыты, после патрульной системы, разобрали Годовой круг скаутской жизни. Были проведены занятия по строевой подготовке и сдаче рапорта.
А после ужина произошла одна из самых захватывающих игр курсов — «Миссионеры». Патрули разделились на два лагеря – миссионеры и туземцы. Миссионеры играли роли наставников скаутов, а туземцы были современной молодежью. Миссионеры должны были убедить туземцев вступить в БПС, а туземцы задавать критические вопросы. Потом команды меняются ролями. Очень интересно получилось, что женский патруль, играя за туземцев, стал «мажорной молодежью», а мужской патруль стал «парнями из бедного квартала». Причем «миссионеры» каждого патруля использовали разные методы привлечения молодежи в скаутский отряд. Через эту игру курсанты получили неоценимый опыт общение с молодыми людьми, имеющими смутное представление о скаутинге.
Как подведение итогов игры состоялась беседа о Духовной сути деятельности Братства Православных Следопытов, действующего в лоне Русской Православной Церкви и ведущей педагогическую и миссионерскую работу с детьми и молодежью, а также их родителями, которую провел исполняющий обязанности духовника Екатеринбургского регионального отделения иерей Алексий Занозин. Многие считают, что патриотизм равно милитаризм. А патриот – это только защитник Родины. Хотя быть защитником – лишь малая толика патриотизма. Понлценным патриотом может быть лишь созидатель. Если подросток в походе сварил себе суп, то он никогда не выльет его. И никогда не будет пренебрежительно относиться к еде, приготовленной другим. Если человек построил дом, он никогда не разрушит и чужое жилье, так как будет ценить чужой труд. Но если нападет враг, то такой человек первым пойдет защищать то, что он созидал и строил. Это значит, что защитник не всегда является созидателем, зато созидатель всегда будет защитником. Деятельность Братства Православных следопытов направлена на взращивание созидателей своей Родины. Мы учим детей оказывать первую помощь, разводить костры, готовить, ходить в походы не для того, чтобы они для себя обрели эти навыки и получили соответствующие нашивки. Мы обучаем этому детей, чтобы в любой момент они были готовы оказать помощь ближнему. Смысл скаутского метода воспитания в Братстве Православных следопытов – это христианское служение ближним. В этом духовная суть жизни любого скаута.
После вечернего правила следопыты посмотрели советский фильм «Красные Пчелы», где режиссер хотел показать русских скаутов 1922 года антагонистами, но некоторые из них местами получились более положительными, чем пионеры.
После обсуждения фильма за чашкой чая патрули отправились спать.