Кто в доме хозяин?

13 марта в Вознесенском соборе Скорбященского женского монастыря состоялась третья беседа из цикла бесед о духовной жизни. Ее провел руководитель Миссионерского отдела Нижнетагильской епархии, клирик монастыря иерей Алексий Бессонов. Беседа была посвящена теме: «Корень греха: страсть чревоугодия».

Иоанн Кассиан Римлянин о страстях

«13 марта (по новому стилю) празднуется память преподобного Иоанна Кассиана. Она всегда с 29 февраля переносится на 28 число. Формально память отца Иоанна – один раз в четыре года.

В народе есть замечательная история о том, как святитель Николай Чудотворец и преподобный Иоанн шли в храм помолиться. И вдруг видят: у русского мужика телега застряла. А они уже были облачены в священнические одежды. Иоанн Кассиан говорит: «Я не могу телегу толкать. Риза белая – в чем служить буду?» А Николай Чудотворец согласился. Тогда является Господь и говорит отцу Иоанну Кассиану: «У тебя будет память один раз в год, а у Николая – два раза».

У отца Иоанна Кассиана есть труды о том, как бороться со страстями. Святитель Николай Сербский, прославляя этого святого, написал в честь него стихи:

Восемь ужасных страстей насчитал Кассиан,
К ним и девятую – помыслы скверные.
Первая –  невоздержание в еде и питье;
Далее –  блуд, лютый яд для души и для тела,
И сребролюбие – оковы металла блестящие;
Гнев –  сердца лед, холодящий и губящий душу;
Печаль –  ненасытный, ее пожирающий червь,
Унынье –  дремота, ввергающая в смертоносную сеть,
Тщеславие –  страшная гидра многоголовая,
Повсюду она и нигде – скрываются в каждом кусте;
Гордость – меч обоюдоострый, смерть приносящий.
И молодые и старые этим болеют;
Юность сильна, и сим превозносится,
Старость дряхла, но самолюбива,
С виду духовна –  внутри кичлива.
От всех страстей пагубных
Бог – нам защита,
Молитвами святого
Кассиана великоименита».

 

Об осле и золотой середине

«Святые отцы пишут много о страсти чревоугодия и ставят ее на первое место, называя корнем греха.

Мы уже говорили, что есть страсти естественные и противоестественные. Естественные относятся к нашему естеству: продолжение рода, пища, сон, которые нам необходимы. Если мы начнем лишать себя этого, мы просто погибнем. Святые отцы сравнивали: тело что осел: если будешь много кормить, он тучнеет и ходить не будет, если будешь мало кормить – упадет. Святые отцы учили следовать золотой середине.

Иоанн Лествичник начинает так: «Поговорим о нашем господине – о чреве, которое всем угодно и приятно». Если человек может другие страсти обуздать, то чрево нами командует.

Чтобы победить чревоугодие, надо делать две вещи. Это как двуглавый орел: нужен духовный, душевный, телесный труд самого человека и помощь Божия. Если человек сам не трудится и только надеется, что Бог его спасет, то ничего не произойдет. Если человек только трудится и думает, что своими силами он сможет победить – у него тоже ничего не получится».

О лишних килограммах и радости жизни

«Какая самая простая причина для тела, что надо поститься, надо воздерживаться? Все не хотят быть отягощенными. Сейчас в мире мода на похудение. Один человек описал, как можно похудеть: он перечисляет список специалистов, к которым должен обратиться человек: медики, фармацевты, фитнес-тренеры, косметологи, психологи, психотерапевты и пр. У них существует примерно 25 самых популярных способов для похудения. И человек, кажется, что-то получает от них, но потом снова набирает вес. Зачем он к ним идет? Ему не нравится его вес, он чувствует дискомфорт, ему плохо. Зачем нужен психолог? Он должен с головой поработать. И бывают даже результаты: человек себя остановил, похудел, но вскоре снова набрал вес. Главная причина в том, что он сам, без Бога трудится, на себя только надеется. Есть и другая проблема: внутри человека еще бо́льший стресс, печаль, уныние, начинаются сердечные болезни. Он всю надежду возложил на себя. Он думал, что его душевная проблема зависит только от того, будет ли он красивым. Думалось: вот похудею, уберу лишние килограммы, и все сразу на свои места встанет, сразу радость наступит. А радость не приходит. Без Бога здесь невозможно.

Что нужно, чтобы победить страсть чревоугодия? Избежать крайностей. Забота о теле – это то, что нам заповедал Господь. Никто никогда не имеет ненависти к своей плоти, «всякий питает и греет плоть свою» (Еф. 5, 29). Это норма. Как муж должен заботиться о жене, так и человек о теле. Если тело болеет, человек пытается его лечить, найти врача.

Но у нас все время перекосы. Святитель Феофан Затворник говорит: у нас есть язык, гортань и чрево. Они помогают нам возблагодарить Бога за ту красоту и приятность, что он нам дает. Но у нас начинает действовать сладость для языка или чтобы было побольше еды для гортани и чрева. Так рождаются гортанобесие, чревобесие.

Разновидности страсти чревоугодия: обжорство, объядение, разнообразие в еде, страсть к приправам, пьянство, курение. Игроманию можно сюда же отнести. Все это услаждает нас. Хотя мы говорим о чревоугодии, здесь вступают все чувства: вкусовые, обонятельные, слуховые, зрительные и т. д.»

Корень всех пороков и нелетающая птица

«Святые отцы правы, говоря, что чревоугодие – корень всех пороков. Сразу после него вступает блуд. Почему монахи не едят мяса? Замечено, что от мяса сразу проявляется блудная страсть. Или они говорят: на ночь воды не пей. По той же причине. То есть чревоугодие родит все пороки.

Об этом притча «Монах и бес». Она рассказывает о том, как бес дико донимал одного монаха-отшельника. В пустыне день и ночь не давал ему покоя. У монаха не хватило терпения, и он спросил беса: «Что мне сделать, что бы ты от меня отстал?» Бес ответил: «Соверши один из трех грехов – пьянство, блуд или убийство, и я отстану». Монах подумал: «Пьянство – не самый страшный грех…» В ближайшей деревне он зашел в кабак и выпил вина. А в кабаке была одна замужняя распутная женщина. Она соблазнила пьяного монаха, и он согрешил с ней. Когда вернулся муж этой блудницы и застал ее вместе с павшим монахом, он стал драться, а монах ударил его и убил.

Патерик рассказывает, как человек впадает в грех чревоугодия (пьянство относится к нему). После чревоугодия рождается нега, лень, нам хочется поспать, рождается особое отношение к своему телу. Если ты наелся, хочешь ли ты молиться? Конечно, нет, и служба отходит на задний план. Чрево утучняет и, как говорили, утяжеляет.

Святые отцы говорили образно: «Толстая птица летать не может». Если человек перенасытился, он не хочет думать о молитве, не может заниматься Богомыслием.

Святитель Феофан говорит: у мирянина объядение, у монаха сытость. Сытость для него – начало падения. Казалось бы, достаточно было еды. Нет, еще ложечку, еще чуть-чуть».

Проверяем себя: «болею» ли я чревоугодием?

«У аввы Дорофея есть рассказ о том, как к подвижнику пришел воин, которому Матерь Божья явилась и сказала, что он только здесь спасется. Он стал есть хлеб и насытился. Монах стал его учить: от четвертинки отдели половинку, он нее еще половинку – и вот эту часть завтра недоедай. И так постепенно он убавлял, пока не довел до двух булок – малого количества еды.

Серафим Саровский говорил: ешь так, чтобы оставалось место для Святого Духа. Красиво звучит, но как это понять практически. Если после трапезы я помолился, значит есть место для Святого Духа? Один монах сказал: «Если после трапезы ты готов легко сделать 12 земных поклонов, значит ты не пересытился». В другом монастыре делали 40 поклонов. Если их трудно делать, значит надо убавить пищу.

Иоанн Кассиан Римлянин выдели три вещи для определения, есть ли у нас чревоугодие:

  • если мы едим не вовремя

Современный мир все время ест не вовремя; мы постоянно перекусываем – то чайку, кофейку, то булочку, то яблочко; у нас нет постоянных часов, когда мы вкушаем.

  • многоядение до объядения

Передо мной постоянно стоит этот образ: бабушка сидит у окошка, у нее кружка молока и краюха хлеба. Она помолилась, понемножку вкушает, отламывая кусочек. Потом перекрестилась: «Слава Богу, наелась!» Она считала, что кусок хлеба со стаканом молока и есть ее обед, та пища, которой можно отобедать.

  • сладость, лакомство в пище

Мы требуем особого вкуса, разнообразия в пище.

Если одна из этих вещей присутствует, значит мы «больны» чревоугодием.

Если мы победим чревоугодие, мы победим многие страсти или, по крайней мере, они станут ослабевать. Помним и о цели невоздержания – угодить плоти. Она из друга становится врагом.

Что нам мешает обедать в одно и то же время? Нетерпение… А от него рождается раздражение. Если бы мы научились вкушать вовремя, мы бы реже срывались на своего брата. Меньше кричали, слово наше стало бы обуздано. А потом сокрушаемся. А в самом простом – в теле – мы себя не научили сдерживать».

Как развивается страсть чревоугодия?

«Мысли могут примерно такими:

Прилог – «Потрудился – можно и перекусить», «Поработал – молодец!»

Усиление мысли – «Кто не работает, тот не ест».

Укрепление страсти – «В здоровом теле – здоровый дух», «Загонишь этого осла – он упадет», «Есть надо ради Бога, чтобы на службе постоять, чтобы мысли были собранны, чтобы завтра много дел сделать».

Пленение – «Вчера же я поел и правило прочитал, и ночь нормально прошла, и сегодня все нормально будет».

Стоит нарушить пост на одной из первых трех стадий, повторить –  и все вошло в привычку, страсть начинает действовать, она уже нами командует».

Начало борьбы и немного… о «профессоре»

«Для чего нужен пост? Чтобы показать телу, кто в доме хозяин. Мы должны им управлять, а не оно – нами.

На первой стадии ему необходимо сказать: «Ты забыл, что сказано в Священном Писании: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21, 34). Сердце становится невосприимчивым, грубым.

Если мы на этой стадии не удержались, надо вспомнить, что невоздержание погубило Адама. Все мы страдаем и болезни имеем, и смерть в нас вошла только из-за того, что когда-то человек простер не туда свою руку.

Нам самой последней стадии, когда невмоготу, надо сказать: «Ведь это все тленно!» Есть такой монашеский прием, может быть, и не всегда подходящий для мирян, – представить, что еда сгниет. Неужто ты  готов ради этого предать свою душу смерти?

Крайние степени чревоугодия, завладевшие человеком: курение, пьянство, наркомания, когда человек ищет только услаждения. Наркоман быстро и легко хочет получить радость. Курение – медленное самоубийство. Но с пьянством сложнее. Вино – это дело Божие. Господь сам употреблял вино. Про Него говорили: «…вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф. 11, 19). Он не то что постящиеся фарисеи: они воздержанны, вина не пьют. Он пил потому, что «сердце веселит сердце человека» (Пс. 103, 15). Первое чудо тоже было связано с вином: в Кане Галилейской он сотворил его из воды. Иоанн Златоуст говорит: «Вино – дело Божие, пьянство – дело сатанинское».

Уставы церковные прописывают: столько смокв, столько хлеба, одна красовуля вина (это чаша, вмещающая 204,75 гр. напитка – вина, разбавленного водой). Существует норма, не безмерно же его пить? И можно вкушать «духовную пищу». Не случайно старец Гавриил (Ургебадзе) говорит о вине: «это профессор». Он наливал гостям совсем немного, и начиналась беседа. Если же у вас есть страсть, нельзя ни капли. Страсть к лакомству врачуется только так».

Дьявольские штучки

«У каждого человека своя страсть: кто от телевизора не может оторваться, кто только кофе пьет.

Дьявол всегда находит в нас лазейку. Как только мы начинаем трудиться над чревоугодием, он говорит: «Да, да, пост – это самое лучшее. Лучше вообще не есть, давай спи поменьше». Он делает это, что нас загнать в такое состояние, чтобы мы ни о чем думать не могли, чтобы у нас такая слабость появилась, что мы не можем контролировать себя – и человек начинает есть так много даже постной пищи, что объедается, не может остановиться, а потом спит. Поэтому важно определить себе меру и еды, и сна. Без них мы жить не можем. Благодаря этому человек может сохраниться? Не надо накладывать на себя «бремена неудобоносимые» (Мф. 23, 4).

Чревоугодник не любит говорить о Небесном. Он даже может не впадать, например, в пьянство, но он не может слышать о подвигах святых, о Евангелии. С другой стороны, мы, христиане, так быстро начинаем говорить о духовном, что забываем, что мы еще в теле и у нас есть душа. Человек вроде молился, постился, а приходит на Пасху и… ничего не чувствует. К празднику надо подготовиться. Если ты постился по уставу Церкви, если молился, совершал домашнюю уборку, т. е. и внешнюю и внутреннюю уборку сделал, то ты готовился к празднику. Если ты не делал внешних вещей – ты не почувствуешь праздника. Если была только диета, Пасхи не будет!

Важно перестроить образ жизни. Сегодня можно достать все, что угодно: конфеты, пирожные. У многих людей праздничный стол ничем не отличается от будничного. Светские люди говорят, что перестали чувствовать праздник. Как же его почувствовать, если у тебя в будни на обед два салата, а в праздник – три! Ушла радость жизни. Поэтому пост очень важен. Нужно воздерживаться и в супружеских отношениях».

Приемы борьбы со страстью от святых отцов

«Соблюдать церковный пост – среду и пятницу и большие посты.

Малоядение.

Суть поста – не диета. Всю первую неделю будем петь: «Пришла весна духовная!» Это расцвет душевных сил. Мы начинаем командовать качествами нашей души. Тело вдруг начинает подчиняться.

Антоний Сурожский впервые так почувствовал, что такое насладиться пищей. Однажды они опоздали к людям, у которых все было по часам. Обеденное время уже закончилось. Ужин оказался в 6 вечера. У будущего митрополита поднялось возмущение, а его товарищ спросил: найдется ли хоть что-нибудь до ужина? Хозяйка принесла хлеб и соленый огурец. Антоний готов был уже накинуться, а товарищ сказал: «Давай сначала помолимся – прочитаем 9 час». Через 20 минут, пока они молились, состояние Блума изменилось: до этого он был готов наброситься на еду, а теперь он ел медленно, спокойно откусывал мелкими кусочками – и хлеб с соленым огурцом казался ему очень вкусным. Молитва перед трапезой научает нас не накидываться на еду. Митрополит Антоний рассказывал, что в этот раз он благодарил Бога за каждый кусочек еды. Очень важно совершать молитву.

Священномученик Серафим (Звездинский) все делал по 8 раз: «Господи… Иисусе… Христе… Сыне… Божий… помилуй… мя… грешнаго…» Он с каждой ложкой думал, рассуждал о Боге. Даже в тюрьме, когда давали баланду, он ел всего 8 ложек – не оставил этого ранее введенного для себя правила.

В монастырях за трапезой читают, чтобы думать о пище духовной, а не телесной».

Бьем страсти им противоположными добродетелями

«Феофан Затворник говорил: «Сласти порождают страсти», «Ум груб, очи тяжелы от неумеренной пищи».

Поэтому борьба с грехами возможна через навык в добродетелях:

ГРЕХИ ДОБРОДЕТЕЛИ
   чревоугодие    воздержание
   переедание    удержание себя от излишеств
   лакомство    обуздывание плоти
   нетерпение    режим
   тайноядение    прием пищи только за общей трапезой
   неправильное любление плоти    умеренность в пище
   самолюбие    любовь к Богу
   нехранение верности Богу и Церкви    верность Богу, установленным Ею постам

Список можно продолжить».

Вопрос: Нужны ли праздники или их устраивать не стоит?

«Праздники нужны, иначе мы не почувствуем сладость воздержания. Как есть телесная, душевная, духовная борьба, так есть и праздники телесные, душевные и духовные. Радость от общения с Богом! Господь в раю положил нам вкушение от плодов.

От святых отцов перейдем к Клайву Льюису. У него есть «Космическая трилогия», которая, может быть, не вполне будет догматической с точки зрения Православия. У автора есть такая художественная идея: Господь создал новых Адама и Еву. Человек попадает в такой мир, где Ева преодолевает искушение. Льюис описывает этот рай так: съедаешь один плод, и получаешь полное насыщение, тебе так хорошо, что ты не хочешь есть второй. Возникает особое чувство: что ты тянешься за вторым плодом? – ведь тебе Господь ВСЕ ДАЛ. Если хочется съесть, то что-то другое, и то неудобно сразу после первого плода. Он описывает по сути человека воздержанного: это состояние человека, вкусившего еды и получившего для жизни все – и ты можешь двигаться дальше».

Батюшка призвал обязательно поститься, потрудиться. Но пост без молитвы, без богослужения, без чтения Псалтири, без исповеди и причастия не принесет радости. И человек не почувствует Пасху! Должно все поститься: и чрево, и очи, и  уши, и уста. Пусть постится весь человек.

Вопрос: Часто слышишь: я уже старый, я не могу поститься. Бог меня простит. Что посоветовать таким людям?

«Священник не может благословлять послабления в пост. Часто подходят люди и просят об этом. Если человеку предписаны по медицинским показаниям какие-то послабления, священник не будет препятствовать, но обязательно скажет, например: запивай таблетки молоком, а вот от йогуртов со вкусом воздержись.

Феофан Затворник пил молоко по средам и пятницам – ему прописал доктор. Но он наложил на себя другой пост. Если вы не можете в еде поститься, наложите на себя пост в другом. Воздержание – это не только еда. Надо найти то, что нас больше всего гложет, мучает.

В Православной гимназии я всегда призываю детей: попостимся на компьютерные игры, на конфеты. И они сдерживают себя, даже боятся прикоснуться, говоря: «Нам нельзя трогать конфеты».

Новости, Новости епархии | 18 марта 2021

Вам может быть интересно: