Кто на самом деле «Язык мой — враг мой или друг?»
7 марта в библиотеке Казанского мужского монастыря прошло очередное занятие для приходских консультантов. Тема очередной лекции — «Язык мой – враг или друг?». Занятие провела Васильева Наталья Константиновна — ответственная за приходское консультирования Казанского мужского монастыря.
Слушатели с большим интересом послушали лекцию на тему «Язык мой – враг или друг?». Тема очень актуальна перед началом Великого поста, кроме того, представленный в ходе лекции материал обладает новизной и оригинальностью и представляет большой интерес для приходских консультантов.
В ходе лекции тонкой нитей проведена связь мирского и Божественного понимания этой темы. Русскую пословицу «Язык мой – враг мой» слышал, наверное, каждый человек. Но какая суть вложена в эту фразу? Корни языка в будущем, а не в прошлом и этими корнями является суть слов. При помощи слова можно совершать не только хорошие дела, но и причинить зло. Как часто человек думает прежде, чем сказать что-то? А сколько раз, вспылив и не подумав заранее, мы причиняем боль самым близким людям? Приобрести власть над языком – дело великое. Чрезвычайно важно иметь привычку наблюдать, что говорим, чем занят язык наш, привыкать держать язык в узде.
Слова языков разных народов имеют начало в истине, но почему умирают одни языки и рождаются новые, почему они меняются? При помощи языка мы общаемся, передаём свои мысли, чувства, информацию. В Библии много ссылок на язык, как в прямом, так и для обозначения какого-либо диалекта или людей, разных племен и наречий.
Язык мой – враг мой… Кто сказал об этом первым? Выражение известно очень давно. Его суть так или иначе повторяли многие известные риторы. Исследование происхождения фразеологизма приводит к Священному Писанию. Иисус Христос дает принцип, по которому человек грешит словом: «От избытка сердца говорят уста». И поясняет, что как дерево узнают по плодам, так и человека по словам. От того, что он говорил, зависит приговор Бога. Неосторожным словом можно навлечь на себя его гнев. Наш язык говорит о том, кто мы. Наши слова выражают суть нашего естества. Как себя вести, чтобы потом не восклицать: «Язык мой – враг мой!»
Слово Божье называет язык «двуязычным» (1 Тим.3:8) Поразительно: мы жалим друг друга словами по пути в церковь, а войдя в нее начинаем говорить о греховности нашей речей! «Не должно, братия мои, сему так быть» (Иак.3:10).
Самая великая лежит на нас нужда управлять, как должно, языком своим и обуздывать его. Двигатель языка — сердце; чем полно сердце, то изливается языком. Но и обратно излившееся через язык чувство сердца укрепляется и укореняется в сердце. Потому язык есть один из немалых деятелей в образовании нашего нрава.
Мудрый царь Соломон в своих притчах написал: «Язык мудрых врачует» …Управляй слухом и языком, чтобы одним не принять в себя чего вредного, а другим не выговорить чего запрещенного (свт. Василий Великий, 8, 190).
Из лекции слушатели поняли, что ситуация когда «Язык мой» становится мой врагом, бывает абсолютно с каждым человеком, независимо от вероисповедования и других отличительных особенностей.
Можно ли этого избежать? Апостол Павел сказал: Язык укротит, никто из людей не может (Иак,3:8). Целью этих слов было не привести нас в отчаяние или подчеркнуть безнадежность положения; скорее это можно понять так, что мы не справимся с этой задачей, полагаясь только на свои силы.
Святитель Феофан Затворник сказал: Язык?! Нет зловреднее вещи под небесем. Желательно бы так устроить, чтобы за каждую с его стороны непозволительность что-нибудь его укалывало (хоть бы булавка). Тогда бы он посмирнее был, а то как машинка, что песенки поет, как завели и пустили — и… пошла тилиликать…
Протасова Т. Е.