Крестный ход «Путём спасения за Христом: Алтай». День девятый
Божественную Литургию отслужили с отцом Макарием в Улаганском храме в честь Казанской иконы Божией Матери. Удивительно, что в районном центре храм меньше, чем в селе Балыктыюль. Говорят, что в Улагане много язычников и адептов секты «Новая Жизнь». Зато огромное отделение полиции.
Крестоходцев утром, после Литургии ожидал очень горячий приём. Добросердечные алтайцы, духовные чада батюшки Макария, накормили всех рассольником, картошкой с мясом, горячими бутербродами, что вызвало особенно бурную реакцию следопытов. На память отцу Макарию отец Алексий Занозин подарил свой походный нож. Батюшка улыбнулся и сказал, что будет с ним ездить на рыбалку. В местных реках водится замечательный хариус.
Пеший крестный ход закончился. Он составил около стал тридцати километров по Чулышманской долине и горному Алтаю. Но путешествие продолжается. Приехал накануне Владимир Ступишин, брат отца Иоанна. Заказали такси и, распрощавшись с игуменом, всё погрузились в четыре машины и поехали в село Ая, место, где находится дом и храм отца Иоанна. День на автомобилях, на удивление был очень насыщенным. Вначале удручало появление цивилизации. Асфальтированные автодороги, и даже кемпинги пошли европейского типа с названиями на английском языке. Подумалось, что когда по долине реки Чулышман проложат асфальт, пропадет та самобытная культура, радостно встречавшая православных следопытов. Особенно впечатление в пути произвёл Петроглифический комплекс Калбак-Таш с древними наскальными рисунками. Возраст этих рисунков оценивают от 2,5 до 8 тысяч лет, от неолита до тюркской эпохи. Некоторые из них показывают языческие верования, как у человека, готового умереть, злобное животное с пастью и хвостом, как у тигра, так называемая, алтайская химера, хочет поглотить его душу. Это не противоречит христианскому вероучению, связанному с гибелью язычников. Также на скалах можно увидеть изображения животных и людей, скачущих на маралах — самых больших оленях. Головы у многих людей в форме мухомора. Это у древних жителей алтайских гор означало мудрость. Все эти наскальные рисунки описаны и их изображения находятся в Эрмитаже.
После Урочища Заехали на памятник строителям Чуйского тракта, где трудилось множество заключённых Сиблага в тяжёлых условиях Алтайского климата. Также посетили место одного из отделений Сиблага, с холмами, где стояли вышки с часовыми. Там был замучен преподобномученик Киприан (Нелидов). Следопыты встретили иеромонаха из Томска, приехавшего на поклонение на это святое место и сфотографировались с ним. После этого отец Иоанн и отец Алексий отслужили литию о погибших там заключенных, на памятном кресте. Интересно, что как в начале путешествия, так и в конце, ребятам попался на дороге конский череп.
По пути в Аю заехали в город Онгудай, что в переводе означает Десять богов. В городе с языческим названием зашли в храм, где поклонились могиле первого священника алтайца протоиерея Михаила Чевалкова, отшедшего ко Господу в 1901 году. В местном Доме Культуры показывали фильм про этого замечательного батюшку, ученика прп. Макария Алтайского, и наши путешественники успели его посмотреть. В этот день в Онгудае начинался новый крестных ход, а следопыты, завершающие свой путь по Алтаю, как бы передали им эстафету крестоходцев, прочитав перед залом Скаутскую молитву. В Аю прибыли заполночь и сразу легли спать.