Крещенские купания в Усть-Утке
Атаман казачьей станицы «Гуляй-поле» Топчеев Ю.А.
Традиции вошли в нашу жизнь резко и очень неожиданно: еще 15 лет назад в прорубях купались исключительно спортсмены-моржи, быть может к ним можно было прибавить весьма узкий круг православных энтузиастов. 5 лет назад, хоть эта традиция уже получила некоторое распространение, никто о том, что это происходит здесь и сейчас, а не когда-то в древности, не знал и не слышал. Сегодня купание в иордани – дело публичное. Это обсуждается в очередях на автозаправках, об этом пишут крупные федеральные и местные СМИ, большинство значимых телекомпаний снимают об этом сюжеты. И это не удивительно, ведь купания в действительности стали если не массовым явлением, то, по крайней мере, очень значимым.
Иордань
На иордань мы поехали в Европу. Это звучит невероятно громко, но на деле – всего 86 км от Тагила, просто за символической границей между Европой и Азией. Деревня в которой вот уже седьмой год трудами прихода во имя Александра Невского люди собираются на Крещение для погружения в освященную реку, Усть-Утка – самый старый населенный пункт в области, уходящий своими историческими корнями во времена еще до походов Ермака. Именно отсюда начинался важнейший торговый путь эпохи Демидовых к территориям исторической Руси – источнику христианства и всего русского на Урале.
Этот год отличился аномально теплым январем, МЧС даже рассуждало о возможном запрете выхода на лед, однако, он оказался достаточно прочным и купания состоялись по всей области, включая Нижний Тагил. Однако 19 января мороз стоял самый настоящий, крещенский. Людей, впрочем, низкие температуры не испугали и купания начались сразу же, еще до освящения воды, а после освящения реки Владыкой Иннокентием они продолжились в гораздо более широких масштабах, для некоторых – по второму кругу.
Чин Великого освящения воды. Преосвященный Иннокентий
В это время на берегу были разведены костры, собравшиеся ели кашу, пили горячий чай, отогревались у огня. Раздавался самый настоящий узбекский плов, приготовленный, собственно, узбеками. Люди доставали все, что привезли с собой, щедро делясь со всеми вокруг: общались, веселились, смеялись. «Вот как хорошо, — подошел ко мне один прихожанин храма Александра Невского, Николай Николаевич, — в Тагиле живем – месяцами не видимся, а здесь за 15 минут почти всех знакомых перевидал».
Тот самый узбекский плов
Именно так, через традицию, церковный праздник кроме литургического и божественного измерения получает непосредственно человеческое, проникая и освящая своей радостью наш повседневный быт, жизнь вне храмовой ограды. Даже собаки, живущие в округе и отличающиеся скверным характером, оказываются доброжелательны и дружелюбны, позволяя себя погладить, немало удивляя этим местных жителей.
Неожиданно дружелюбная собака
Однако, возрождение традиций – дело трудное и ответственное. Именно от нас зависит, в каком виде этот праздник, становящийся все более массовым, дойдет до следующих поколений. Будет ли это своеобразный магический ритуал, которым люди будут заменять Таинства и непосредственную церковную жизнь, убежденные, что погружение в иордань очищает от грехов или заменяет Таинство Крещения, или станет просто пустым праздником, поводом для пикника на свежем воздухе с элементами водных процедур.
Любая традиция в христианстве, в том числе и купания на Крещение — только проявление в понятных нам материальных символах вечного смысла, вести о Боге, по своей Любви явившегося нам во плоти. Об этом ни в коем случае не надо забывать, чтобы за человеческим не потерять божественное и не получить очередную духовно пустую традицию вроде похода в баню накануне Нового Года.