Когда общественное становится личным

13 ноября 2016 г. в библиотеке Скорбященского монастыря состоялась беседа Надежды Дмитриевны Даниловой на тему «Феномен «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского».

11 ноября исполнилось 195 лет со дня рождения великого писателя, философа, мыслителя, предугадавшего многие потрясения ХХ-XXI веков, — Федора Михайловича Достоевского. Однако его предупреждающий голос об опасности идеологии большевизма, фашизма и терроризма не был услышан современниками.

9731

Надежда Дмитриевна остановилась на нескольких темах «Дневника писателя», актуальных и сегодня и звучащих так же остро, как и в XIX веке.

Одна из них — преклонение части русской интеллигенции перед Европой, для которой она была кумиром, изменение сознания интеллектуальной элиты русского общества, презрение ко всему национальному. Писатель показывает и доказывает на примерах из современной ему жизни, что внешняя европейская культура, о которой он имел представление не понаслышке, не имеет никакого отношения к духовности, самая большая опасность европейского сознания, прививаемого русской интеллигенции, — вера в материальный успех, прогресс, силу человеческого разума и убежденность, что можно построить Царство Божие на земле без Бога. Отход от подлинного христианства, рождение европейской философии Человекобога еще явят миру разрушительные последствия — предупреждал писатель, но не был услышан. «Русской интеллигенции нужно все или ничего» — этот поистине подростковый максимализм и нигилизм поистине страшен.

Вторая проблема, поднятая в беседе, — это семейное воспитание. Многие страницы «Дневника писателя» звучат настолько современно, что кажется: они написаны вчера. Случайные семейства, случайные отцы и матери, заботящиеся только о том, как одеть и накормить ребенка, но не знающие, как питать и взращивать его душу, подающие дурной пример сыну или дочери в слове, поступке, образе жизни — как это нам знакомо. «Созидается семья неустанным трудом любви» — завет Достоевского всем родителям, которым Господь дал детей для спасения души. Писатель с болью следил за фактами истязания детей в семье («Знаете ли вы, что такое оскорбить ребенка?»), но не меньше его заботила тема душевного разложения детей под видом благопристойности и заботы о них: мать подбирает кандидатуру в любовницы для своего 15-летнего сына; отец ищет для дочери богатого, но в годах жениха, приучает сына еще до вхождения в школьный возраст курить и общаться с женщинами и др. «Убитое сердце» ребенка — это проклятье, кара родителям за тлетворное, губительное его воспитание.

Примеры такого воспитания в «Дневнике Писателя» (именно так, с прописной буквы, писал Достоевский это слово) многочисленны. Вот один из них. «Отец» согнал трех нянек от своего ребенка: «Невозможно с этими шельмами, запретил настрого, вдруг вхожу вчера в детскую и что же, представьте себе, слышу: Лизочку укладывает в люльку, а сама ее богородице учит и крестит: помилуй, дескать, господи, папу, маму… ведь настрого запретил! Решаюсь на англичанку, да выйдет ли лучше-то?». А ссоры, попреки, негодования по поводу любой провинности, проклятия в адрес членов семьи — всему этому становятся свидетелями дети так называемых благородных родителей и не очень. Отцы и матери слабые, нетерпеливые, заносчивые и подверженные многим порокам — немалое испытание для подрастающих детей.

Беседа Н.Д. Даниловой не оставила слушателей равнодушными. Надежда Дмитриевна закончила ее словами Федора Михайловича Достоевского, написанными в 1877 году: «Копите любовь в сердцах ваших… Вспомните тоже, что лишь для детей и для их золотых головок Спаситель  наш обещал нам “сократить времена и сроки”. Ради них сократится мучение перерождения человеческого общества в совершеннейшее».


Скорбященский женский монастырь

Новости епархии | 21 ноября 2016

Вам может быть интересно: