Ко Дню Матери: Анна Семеновна (д.ф. Степанова) Мамина
165 лет назад родился «певец Урала» Д.Н.Мамин- Сибиряк. В связи с юбилеем писателя хочется в День матери вспомнить и о его матушке, попадье Анна Семеновне, родившейся в 1831 году тоже на Урале, в населенном пункте Горный Щит.
Село создавалось на левом берегу реки Патрушихи в 1721 году по указу Василия Никитича Татищева на месте сожжённого кочевниками-башкирами Верхнего Уктуса как крепость, которая имела пять бастионов, была окружена земляным бруствером и надолбами и служила для защиты от набегов башкир на дороги из Сибири в Россию, а также железоделательных заводов в верховьях Исети.
Православная церковь «Покрова Пресвятой Богородицы» (строилась с 1830 по 1837 год по проекту архитектора М. П. Малахова).
Немного истории. Впервые Покровская церковь появляется в официальных документах в 1695 году. Согласно переписи 1695 года, в деревне Зыкова (в документах «Покровская деревня на Верхнем Уктусе», «Уктусское село», «Верхнее Уктусское село») уже находилась Покровская церковь.
В 1721 году Татищев, «готовясь строить большой железный завод на Исети, заложил для нападения от башкирцев укрепление на месте прежнего села Верхний Уктус, назвав его Горным Щитом и поселив туда драгун Уктусской роты». Горный Щит стал быстро застраиваться и заселяться. Для удовлетворения религиозных потребностей жителей вскоре была построена новая деревянная церковь, освященная 22 февраля 1726 года.
Сто лет простояла церковь – зимой 1828 года она сгорела.
14 апреля 1828 года был издан приказ, согласно которому заводскому архитектору Михаилу Павловичу Малахову было предписано разработать план каменной церкви в Горнощитском селении. Строительство церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы было начато 21 мая 1830 г. и завершено в 1837 г. Церковь была расположена среди селения на ровной обширной площади, окруженная каменной оградой с мраморными столбиками и железной решеткой. В ограде кругом росли пихтовые деревья.
Вот такой увидела церковь дочь сельского священника Семёна Стефановича Анна. Здесь её крестили, здесь она венчалась с Наркисом Матвеевичем Маминым.
17 лет прожила она в Горном Щите. Её образование ограничилось родительским домом. Она умела читать, писать и считать по первым правилам арифметики.
Тайной покрыто имя дедушки знаменитого уральского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка, отца Аннушки. Его дедушка служил дьяконом в Покровской церкви. Об этом известно благодаря рассказу «Дедушка Семен Степаныч», где Мамин-Сибиряк с любовью описывает своего деда. Других сведений о Степанове Семене Степановиче нет. Его прабабушка жила в Горном Щите, с двумя дочерьми, а затем и внучками, одна из них – мама Д.Н. Мамина-Сибиряка. Прабабушку Мамина-Сибиряка звали Феофила Александровна Воинсвенская, один из дьяконов Покровской церкви в 1882 году — Воинственский Михаил Александрович. Фамилию не назовешь распространенной. Она происходит от сочетания слов «воин свенский» — «воин шведский». Предок Феофилы Александровны – пленный шведский солдат, которого при Петре I, отправили на Урал, для «насаждения горного дела». Родственник ли он Мамину-Сибиряку? Ответы на этот вопрос не найден, судя по публикации в «Покровском вестнике».
Вернемся к судьбе мамы Дмитрия Наркисовича.
В те времена люди с почтением относились к семейной жизни, почитали старших, а детей считали лучшим подарком, который только может получить человек от Господа на своем жизненном пути.
В 17 лет она вышла замуж за выпускника Пермской духовной семинарии Ниркиса Матвеевича Мамина.
Они уехали в приход Висимо- Шайтанского завода. Тут прошли самые счастливые семейные годы. Родились дети: Дмитрий, Владимир, Елизавета. Впоследствии, в воспоминаниях «Из далекого прошлого» (1902), в письмах и беседах Д.Н.Мамин-Сибиряк часто вспоминал светлую духовную атмосферу своей семьи, семейную традицию коллективного чтения русской классики, величественную уральскую природу… В семье Маминых традиции Православия играли чрезвычайно важную роль, и отец писателя нередко говорил своим детям: «Сыт, одет, в тепле – остальное прихоть».
Анна Семеновна всегда и во всем поддерживала мужа, терпела нужду, дарила детям бесконечную материнскую любовь и заботу. В свободное время она сидела за рукоделием или чтением книг. Знала наизусть произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова. С ней было интересно говорить, так она сведуща была даже в истории литературы, что совершенно не походило, как говорили в советские годы, на пресловутую «деревенскую попадью».
Верная помощница мужу, советчица. Для населения Висима уважаемый человек.
Как хорошо она знала своих детей! «Не знаю, что из Мити получится, но воображение у него богатое. Он очень любит слушать сказки». Как тонко мама подметила наклонности сына.
Эта удивительная женщина вела дневник. Из него можно многое почерпнуть для православного воспитания детей в семье, узнать, как Анна Семеновна умела преодолевать трудности, ладить с детьми.
Дмитрий Наркисович боготворил свою мать. Она была ля него непререкаемым авторитетом. Каждое слово её было для него законом. Из статьи Н.А.Капитоновой «Д.Н.Мамин- Сибиряк»: «Взрослый мужчина, он подчинялся ей, как мальчишка. Двух дней не мог прожить без того, чтобы с ней не повидаться. Много говорил о своих планах, надеждах. С матерью он был неизменно нежен, почтителен, покорен. Лучшего сына трудно себе представить!»
Дмитрий Наркисович с ней в Нижней Салде пережил свою тяжелую болезнь, потерю отца, поиски смысла жизни, сожительство с чужой женой, а в Санкт- Петербурге рождение больного ребенка, заботу о дочери, установление отцовства…
Анна Семеновна жила в постоянных хлопотах и заботах о своих детях и внуках, гордилась ими и была по-настоящему счастливой. За 6 лет до смерти она посетила внучку Аленушку и поддержала сына в трудную пору. Она до смерти хранила письма сына. 450 штук. Это образец сыновнего отношения к самому дорогому человеку на земле.
Удивительная женщина ходила по улицам Нижней и Верхней Салды, посещала храмы этих двух заводских поселков, любовалась удивительной природой, терпела нужду, но никогда не теряла своего достоинства. Самые трудные семейные годы провела она в нашем крае.
Умерла же Анна Семеновна 21 марта 1910 года в Екатеринбурге и похоронена на территории Ново-Тихвинского монастыря. Светлая ей память.
Духовно-просветительский центр «Сретение»