«Каждый может для себя почерпнуть из жития святого князя то, в чем можно подражать ему»
6 декабря отмечается день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия. Накануне вечером, 5 декабря, Преосвященнейший Евгений, епископ Нижнетагильский и Невьянский, совершил Всенощное бдение в Александро-Невском храме в посёлке Шурала, в сослужении духовенства Южного благочиния.
За богослужением Владыка Евгений обратился к верующим с архипастырским словом.
«Когда Александр Невский был ребенком, он был добрым сыном своих родителей, смиренным, послушным, трудолюбивым. Будучи еще юношей, он заступил к обязанностям княжеским; и мудро, как губернатор, как царь, он правил Русью. Было непросто, потому что времена были военные, со всех сторон приходили недоброжелатели. Он, как Георгий Победоносец, просиял тем, что мудро защищал приделы русской земли. Как премудрый дипломат, он понимал, с кем можно вести переговоры, и шел на поклон к хану, а с кем нельзя иди, кому нельзя руку протянуть, чтобы пожать. И шел воевать с тевтонскими рыцарями и с иными, пришедшими с запада к нам недоброжелателями.
Он был человеком глубоко верующим. Не только строил храмы, но еще ходил в них и проводил там существенную часть своей жизни. Молился Богу, приносил покаяние за собственные человеческие немощи, показывал пример своему народу. Князья и люди знали, что наш князь благочестивый, верующий, благоверный. Он строил государство, он защищал народ, он давал пример, вдохновлял своих современников. И перед кончиной он показал еще один пример благочестия: он попросил у своих близких прощение и принял монашеский образ, и отошел ко Господу в схиме нареченный Алексием.
Вот, куда не посмотри, везде пример. Если бы князь не стал князем в полной мере, а в юношестве отошел ко Господу, то был бы принят Господом как святой праведный отрок Артемий Веркольский. Если бы отошел ко Господу в расцвете княжеских сил, то отошел бы как благоверный князь Димитрий Донской или благоверный князь Петр Муромский. Если бы он отошел во время подвигов, если бы его какое-нибудь вражеское копье поразило, то как мученик, положивший душу свою за народ свой, за ближних своих с любовью.
Если бы мы вспоминали только его молитвенные, монашеские труды, то почитали как преподобного князя, но мы это все в себе соединим. Представляете, какое благословение со времени кончины благоверного князя Александра, такой высокий авторитет у его был, что для последующих князей русских он был вдохновителем. Говорили отцы, передавая своим сыновьям княжения, говорили, что подражай нашему деду, прадеду Александру. Они были потомками князя Александра Невского, потомками по крови и призывали к подражанию. Строили храмы в его честь. И действительно, наши бояре, наши князья, наши руководители и простой народ знали это имя и подражали. Не теоретику, который книжки написал, а человеку, который всей своей короткой и яркой жизнью показал пример к подражанию.
Недаром уже сейчас, в двадцать первом веке, встал вопрос, а давайте определим человека, который сделал для нашей станы – России больше всего? И стали выяснять, а кто же? Кто? Сталин? Ленин? Суворов? Князь-полководец Кутузов? И перечисляли имена, и приводили какие-то доводы, но никому не оставил шансов Святейший Патриарх Кирилл, который внес в этот список имя святого благоверного князя Александра Невского, и абсолютно убедительно раскрыв его житие, не оставил шансов никому из названых людей. Потому что действительно велик сей человек, которому посвящен храм, в котором мы находимся.
Хорошо, что у нас много святых предков, много угодников Божиих, но это никому не мешает жить по ветру своей головы, по похотям своим. Вот мы, имея такого покровителя, тоже должны ему подражать. Но мы не можем сражаться на озере с тевтонцами, мы не можем ходить в походы к хану или совершать еще какие-нибудь воинские подвиги, но каждый может для себя почерпнуть из жития святого князя то, в чем можно подражать ему. Во-первых, быть благочестивым, добрым христианином. Во-вторых, князь жил так, что его потомки желали подражать ему: и в благочестии, и в учении, и в доблести.
Где наши дети? Где наши внуки? Где наши правнуки? Хотят ли они нам подражать? Мы своей жизнью, своими словам, своими поступками способствуем ли тому, чтобы они собрались в день воскресный и пришли в храм, помолились, попросили у Бога помощи, поблагодарили за то, что получено? Вот, эта наша сегодняшняя главная передовая, эта главная задача, которая у нас есть, научить тому, чему когда-то научили нас: вере, благочестию, труду, жизни по совести. Вот об этом стоит помолиться святому князю и об этом стоит потрудиться, чтобы в ближайшее воскресение пришло много людей. От того и пришло, потому что что бы они не делали, что бы они там себе не думали, не говорили, но все мы нуждаемся в помощи Божией, в благословении Божием. Все мы нуждаемся в разуме, который Бог дает, и в здоровье, которое тоже от Него исходит. Неужели мы не желаем всего этого тем, кто сегодня дома, на работе, на вахте, на службе воинской, в школе? Желаем. Поэтому давайте подражать и учить и стареньких, и маленьких вере, благочестию. В этом, только в этом залог силы и спасения нашей матушки-земли, и залог того, что через двадцать, тридцать, пятьдесят лет было кому прийти в этот храм, который сегодня милостью Божией, трудами помощников, благодетелей украшается и укрепляется, прийти и помолиться о нас».