Ярмарка тщеславия
24 апреля в Скорбященской женской обители состоялась девятая беседа из цикла «Страсти и добродетели». Она была посвящена страсти тщеславия. Содержание беседы руководителя Миссионерского отдела Нижнетагильской епархии, клирика монастыря иерея Алексия Бессонова публикуем в жанре записок.
Многоглавый змей
Когда мы побеждаем какую-то страсть, сразу приходит дьявол и начинает нападать. Иногда он действует через тщеславие. Слово это всем понятно. Это искание тщетной, пустой славы.
Феофан Затворник пишет, отвечая на письмо: «Вы говорите, что дух тщеславия нападает. Берегитесь же. Это многоглавый змей. Иногда преобразуется в самое смирение… Почитайте Иоанна Лествичника о тщеславии и все для себя разберите. И средства там указаны. Выберите для себя пригодные и используйте их. Тщеславие тонко, но душу огрубляет. И Господь у тех, кои поблажают тщеславным помыслам, скоро отнимает благодать и попускает им падать. Долго ли до беды? Внимайте же себе».
Святитель называет тщеславие домашним вором. Оно живет в нас и нас же обкрадывает.
Тщеславие бывает двух типов: бытовое и более глубокое. Бытовым мы все страдаем. Это не значит, что оно какое-то ничтожное, пустое. Повседневное тщеславие нас губит. Иногда человек приходит на исповедь и говорит примерно так: «Я осудил человека, но ведь он… (далее следует перечисление, в чем ближний провинился и вызвал у «кающегося» осуждение)». Или бывает по-другому: «Да, я пост нарушал, человеку грубое слово сказал, но правило я все вычитал, я сделал… (далее следует перечисление всех добродетелей)». То есть человек рассказывает, какой он хороший, а грех-то у него маленький и всего один или два. Когда человек так регулярно исповедается, он приходит к перечислению того, что он сделал, указывает, что никого не осудил, не обидел, всех простил и добавляет: «Каюсь!» А в чем кается, человек не осознает. У нас есть грехи, но тщеславный хочет быть лучше, чем есть на самом деле. Однажды батюшка «пытал» женщину на исповеди, и в итоге она говорит: «Я конфетку в среду съела!», т. е. «нашелся» один грех. Священник накрыл ее епитрахилью и возгласил: «Прости, Господи, рабе Твоей Анисье один ея грех». Ситуация анекдотическая, ведь правда?
Надо смотреть за собой, как мы любим себя оправдать. Тщеславие называется многоголовой змеей, так как проявляет себя в разных местах. Хорошее дело помолиться, попоститься, но и в этом человек восхваляет себя, ищет похвалы другого.
Болезнь нынешнего века
Есть тщеславие тяжелое. Особенно ярко оно проявляется на современном телевидении и в Интернете. Мы видим, как люди (певцы, актеры и др.) ради того, чтобы о них вспомнили, о них поговорили, готовы сделать какую-нибудь гадость. Любая слава (даже позорная) греет душу. Человек этим живет. Вся желтая пресса на этом стоит.
Некоторые грехи народа раньше не так ярко проявлялись. Бытовое тщеславие было, но чтобы люди массово искали себе славы, это было редкостью. Сегодня благодаря соцсетям люди сходят с ума. Они готовы что угодно и как угодно снять на камеру, чтобы получить больше лайков. Люди общаются не о том, что знают и умеют, и ценят количество подписчиков и лайков за тот или иной пост. Иногда случается, что молодые люди, только начиная с тобой общаться, заходят в соцсети на твою страницу и делают вывод, стоит ли «терять время» на общение. Внешняя успешность, статус, авторитет (не важно, какой) оказываются доминирующими в оценке. Никто не общается с самим человеком. Самое ужасное, что и на себя человек смотрит сквозь призму кажущегося. Он ищет в себе что-то особенное и выдает за нечто великое.
Берегись лжесмирения
Иногда тщеславие прячется за само смирение. Жили в Александрии два брата, они серьезно постились: весь день работали, а пищу вкушали на закате солнца, спев «Слава в вышних Богу». Так случилось, что один остался в миру, а другой ушел в монастырь. Оставшийся в городе решил навестить брата в обители и увидел, что тот трапезничает днем. Он воскликнул: «Как же так? Ты в миру в это время постился». Брат ответил: «Я теперь не могу так поститься. В миру я «питался» ушами: обо мне все говорили, что я великий постник, подвижник. Это подогревало мои добродетели». Случается, что про человека говорят: он за день все Евангелие прочитывает, он строго постится или др. И человек совершает немыслимые подвиги из тщеславия. В пустыне человек начал есть, и для него это спасительно, так как логика бездуховной жизни такова: тщеславие, гордость и великое падение.
Одна женщина писала Феофану Затворнику: «Я за службой никогда не сажусь». Он ей ответил: «Если хоть раз у тебя появится мысль, что ты молодец и правильно делаешь, сразу сядь». В этом случае можно будет сказать: «Какая же ты подвижница, ты сидела на службе». И от этого будет только польза душе.
О. Олег Стеняев рассказывал о себе еще до священства, как после службы накануне Литургии прочитывал молитвы ко причастию, утром вставал, повторял, приходил в храм и чувствовал, что с гордостью, превозношением, с мыслью «Какой я хороший!» подходил к Чаше. В этой ситуации батюшка посоветовал ему последние молитвы не читать. Возникло чувство: «Я не готов!», и, подходя к Чаше, человек чувствовал свое недостоинство. Я не исполнил правило, что-то недоделал – в этом есть великие добродетель и смирение. Поэтому надо бодрствовать, но надо и полежать. Богу нужно не наше правило, а сердце. Он хочет, чтобы мы свои добродетели не выпячивали. Если мы получили славу от людей, то мы уже имеем награду. Бог нам скажет: «Можешь идти, довольно с тебя!»
Средства от тщеславия
Тщеславие – это форма эгоизма. Человек прославляет не Бога, а себя. Он должен искать славы Божией, а сатана все извращает: и человек ищет славы себе. Еще мы должны желать прославления в Царствии Небесном. Если мы на земле славу получим, там – у нас отнимется. Поэтому добродетели должны быть тайными, чтобы Господь дал нам больше. Святитель Николай Чудотворец получил награду уже на земле, но Господь видел его великое смирение и неспособность пасть, а у нас такого смирения нет.
Как ни странно, помочь в борьбе с тщеславием может милостыня. И пусть «левая рука не знает, что делает правая». Братия Афонского монастыря из своих припасов кормила нуждающихся, но наступил момент, когда кто-то по скудости предложил больше не давать милостыню. Закрылись ворота монастыря, у которых сидел привратник. Когда к нему подошел человек с просьбой дать хоть что-нибудь из съестного, привратник вспомнил о сухаре, который остался у него в келье. Когда он его отдавал нуждающемуся, то увидел, как преобразился этот человек и перед привратником предстал Сам Господь, который сказал: «Сеющий скупо да не пожнет». После этого случая в монастыре решили давать, что имеют, во имя Господа Иисуса Христа, и тогда урожай на огородах стал лучше, закрома наполнились, благодетели стали приезжать, и монахи смогли питать не только себя, но и других. В русском монастыре на Афоне есть фотография, запечатлевшая момент передачи хлеба нуждающемуся монаху, жившему в пещере. На ней Божья Матерь отходит с куском хлеба и вокруг Нее горит огонь. Пресвятая Владычица принимает наши дары ближнему. Милосердие – это добродетель одновременно от сребролюбия и тщеславия, эгоизма. Так мы приближаемся к Творцу.
Похвальба на лучинковых ножках
Чем можно тщеславиться? Самая простая форма тщеславия – это внешний вид. Многие люди стараются себя приукрасить. В Интернете много роликов, в которых показано, во что одет человек и сколько это стоит: курточка, рубашечка, брючки, кроссовки. Есть ролики с миллионными просмотрами. Супер! Человек гордится одеждой, при этом может сказать слово с неправильным ударением или построить фразу с речевой ошибкой. Гордиться-то особенно нечем. Есть и превосходство внутренним миром: я умнее, у меня много знаний, я могу пошутить, я остроумный, веселый. В этом тоже скрыто тщеславие. Мы можем гордиться успехами, но, как говорит Иоанн Лествичник, что мы сделали без помощи Божией? Ничего. Ум тебе дал Господь, тогда гордись, что сделал без ума. Руки тебе тоже дал Господь. Тогда гордись тем, что ты сделал до рождения.
Есть крайняя форма похвалы: гордиться тем, что ты ничего не сделал. Все хотят премию на работе, но все ли ее заслужили? Иногда нас одолевает зависть к тому, кто нас обошел. Мы не понимаем простой вещи: Господь судит нас не за данный момент. Может, сейчас мы хорошо потрудились, но до этого было обратное. Господь нам уже все воздал авансом, а этому человеку воздает здесь. Надо аккуратно, с рассуждением относиться к подобным вещам. Мы все хотим, чтобы нас похвалили. Если бы мы хоть что-то сделали для похвалы! Все добродетели мы совершаем благодатью Божией.
Благодарность – великая вещь
Как, по мнению святых отцов, нам воспитать смирение? Во-первых, надо благодарить Бога за все, что имеешь. Слава Тебе, Боже, благодарю Тебя, Боже – этим словам надо научиться. Как часто мы после еды забываем поблагодарить Бога! Или после окончания работы, хотя перед ней молились. Или после экзамена, который успешно сдан.
Во-вторых, надо научиться благодарить людей за те вещи, которые они нам делают. Феофан Затворник учил благодарить и за критику. Умный человек понимает, что он несовершенный. Если про нас что-то говорят плохое, в глубине своей может оказаться правдой. Со стороны бывает виднее. Мы думаем: «Кто ты такой, чтобы меня учить?», но вполне может оказаться, что человек прав. Стоит подумать над своим голосом, внешним видом и др. вещами, которыми нам кажутся адекватными, а люди видят иначе. Когда же бывает несправедливость, это является нам наказанием за грехи нашей юности, за наше превозношение над кем-то. Критика здорового человека бодрит, заставляет проснуться от неги, что он такой хороший и пора на пьедестал поставить. Святые отцы часто говорили: «Да, я согрешил!» и признавали за собой много грехов. Одного монаха осуждали, что он обжора, блудник и др., и он со всем согласился, кроме одного: «Я не еретик, я не враг Церкви». Есть такое постановление церковное: если кто-то скажет, что святые отцы при чтении молитвы «Отче наш» не должны произносить «и остави нам долги наша», как грехов не имеющие, то это заблуждение: все имеют грехи и должны молиться этими словами из смирения. Мы все ошибаемся, и Господь нас обличает. Святые отцы боролись со своими грехами – и в этом их отличие от нас.
О пользе молчания
Апостол Павел пишет христианам: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии» (1 Кор. 4, 10). Вот так на себя смотрит мудрый, святой человек.
Святые отцы призывают: поищи искренности, праведности и правды, и тогда ты победишь. Ищи покаяния, а поскольку добродетель смирения чаще всего молчит, то первая ступенька в борьбе с тщеславием – это молчание. Надо учиться молчать о себе. В патерике есть рассказ, как рассуждали святые отцы. «Наверно, вот тот великий подвижник: он никого никогда не осуждает. Он никогда ни про кого не говорит плохо» – «Да, он говорит всегда хорошее, и только о себе».
Не отвечать, сдерживать себя, не высказывать свое недовольство – это одно. Вспомним отца Григория Пономарева: «Что знаешь – молчи, что видишь – молчи, что слышишь – молчи, в чужие разговоры не вмешивайся, на вопросы отвечай, но много не говори». Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: если ты хочешь победить тщеславие, ты должен научиться отвечать не больше, чем тебя спрашивают. Обычно мы отвечаем весьма пространно, присовокупив и то, что до дела не касается. Многословие вызывает тщеславие. Рассказы о себе – это бич. Образцом для нас здесь является Божья Матерь. По своему великому смирению Она всю жизнь посвятила Богу и о Себе никогда ничего не говорила.
Невысказывание своего мнения – это только начало борьбы со страстью, говорят святые отцы. Чтобы окончательно победить страсть, нужно другое, крайнее средство: полюбить поношение. Это тяжелее всего. Образец для нас здесь – Сам Господь наш Иисус Христос. Он смирил Себя даже до Крестной смерти.
Господи, дай нам смирения
Один епископ рассказал о взаимоотношениях на одном из приходов. Батюшки жалуются на прихожан, прихожане – на батюшек. Отношения не сложились. Каждый гнет свою линию. Владыка отдельно разговаривал с прихожанами, отдельно – с отцами. И все безрезультатно. После Всенощного бдения в очередной приезд, не зная, что сказать немирным людям, епископ открыл Евангелие и прочитал слова Того, ради Кого мы все здесь, в храме, собираемся: «Блаженны нищие духом…» Прочитал всю Нагорную проповедь, закрыл Евангелие и спросил: «Что вы мне скажете?» Раздался голос «руководительницы восстания»: «Владыка, если так жить, так тебя затопчут». Ради чего мы тогда в храм ходим? Ради подсвечника? Человек может много лет ходить в церковь, считать себя православным христианином, знать каноны, уставы, но если он не стяжал смирения, он ничего не приобрел. Мы весь пост читаем: Господи, дай нам смирения. Мы так в нем нуждаемся. Мы все хотим, чтобы Господь нас позвал: «Иди ко Мне, мой родной!»
Сохранить имя
Обратите внимание на притчу о богаче и Лазаре. Лазарь имеет имя, хотя он всеми был унижен, только собаки приходили лизать ему раны. Богач, наверное, был знаменит в своем городе, устраивал пиры, но имени его мы не прочитаем в Евангелии. Мы знаем, что на Страшном Суде овцы будут отделены от козлищ, и, надеемся, Господь назовет нас по именам и мы войдем в Царство Небесное. Кто-то обратится к Богу: «Господи, это же я, я то-то делал», а Он скажет: «Я тебя не знаю». Кто ищет тщетной славы, тот окажется перед Богом в таком ужасающем состоянии, и имя его погибнет в истории.
Многих святых, которых мы знаем, мир втаптывал в грязь. Самый главный для нас в этом отношении – праведный Симеон Верхотурский. Он искал поношения от людей. И они его забыли, но Бог прославил подвижника, вынеся из земли его гроб. «Симеон имя ему!» – услышал во сне иеродиакон Никифор. И наше имя может быть записано у Господа, если мы не будем искать человеческой славы.
О следующих беседах о. Алексия Бессонова будет объявлено дополнительно.