Из прошлого — в будущее
7 февраля 2016 года, в день, когда во всех храмах России возносились молитвы о пострадавших за Христа в годы гонений, в здании бывшего клуба кирпичного завода по улице Краснознаменной, д. 55, состоялся молебен. Сюда приехали матушка Мария с сестрами монастыря и неравнодушные тагильчане. Молебен возглавил иерей Алексий Исмагилов.
Под умилительное пение акафиста Новомученикам и Исповедникам, пострадавшим за Христа в годы гонений от безбожной власти, вместе молились несколько десятков человек. Святые страдальцы незримо присутствовали здесь.
По благословению епископа Нижнетагильского и Серовского Иннокентия скоро здесь появится храм, который будет освящен в честь Новомучеников и Исповедников Российских. Реконструировать здание клуба и создавать новую церковь предстоит Скорбященскому женскому монастырю и матушке Марии. И не случайно…
В нескольких десятках метров от этого места на Патраковой горе когда-то располагалась Пантелеймоновская часовня, место под которую было освящено 8 сентября 1910 года при участии прихожан Выйско-Никольского собора и Казанской единоверческой церкви. Согласно летописи Выйско-Никольского храма, усыпальницы господ Демидовых, Пантелеймоновская часовня была заложена через год 8 сентября 1911 года, а 28 июля 1912 года освящена.
Ежегодно 9 августа, в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, на Патракову гору, где находилось кладбище, совершался крестный ход, который объединял прихожан двух территориально близких храмов, православных и единоверцев. Здесь служилась панихида по усопшим. До этого места провожали рекрутов, следующих на сборный пункт в Верхотурье. Все изменилось после октябрьской революции. Наступило другое время…
В 1928 году состоялся последний крестный ход на Патракову гору к часовне от Выйско-Никольского собора. Местные власти разрешили провести его не 9 августа, как обычно, а10-го[1]. 14 августа, в первый день Успенского поста, православные также прошли крестным ходом на Выйский пруд, что тоже было многолетней традицией. Оба молитвенных шествия действительно состоялись в последний раз. В начале 1929 года крестные ходы были повсеместно запрещены.
10 августа 1928 года отцы Сергий Увицкий, Всеволод Черепанов, Михаил Оранский и Валентин Паникаровский вместе со своей малочисленной паствой, в числе которой были игумения Мария (Крузе) и оставшиеся в городе сестры Скорбященского монастыря, совершили крестный ход, не предполагая, что очень скоро всему Выйско-Никольскому приходу предстоят испытания, а некоторым из них исповедание веры и мученическая кончина. В эти годы острее и глубже воспринимались Евангельские слова: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).
В ноябре – декабре «малое стадо» Выйско-Никольской церкви (в соответствии с советским законодательством 216 человек прошли регистрацию как члены староцерковнической общины, что уже было мужественным поступком веры) пережили массовую кампанию по закрытию храма, в которую по плану властей было включено все население Нижнего Тагила. Особенно активно привлекались к антицерковной пропаганде дети, в том числе и 8-летние, поставившие свои неумелые подписи за изъятие собора под школу. Молитвами верующих, по призыву священника Сергия усиливших духовный подвиг, приход держался еще целый год и школа в храме так и не появилась. Не было на то Божьей воли.
10 февраля 1930 года был арестован батюшка Сергий Увицкий. Его обвинили в антисоветской пропаганде. Во время следствия он находился в тагильском домзаке и уверенно защищал свою мировоззренческую позицию: «Я – убежденный православный христианин и священник, избравший таковую деятельность по внутреннему произволению»[2] – и отвергал все обвинения в контрреволюции. Отец Сергий, осужденный по печально знаменитой статье 58-10-11, сначала отбывал заключение в Вишерском лагере, а потом, как и многие тысячи, мученически погиб на Беломорканале 12 марта 1932 года. В 2006 году он был прославлен в лике святых. Сегодня мы молимся священномученику Сергию как покровителю тагильской земли.
Во время пребывания отца Сергия в лагере на Беломорканале уже находились в тагильском домзаке игумения Мария (Крузе) и 9 сестер Скорбященского женского монастыря: Дарья Волкова, Параскева Гагарина, Мария Декунова, Анна Евстюгина, Феодора Декунова, Ольга Кирюшина, Дарья Коровина, Пелагея Сандалова, Марфа Суворова. Все они были арестованы в ночь с 8 на 9 февраля 1932 года. Сестры проходили по массовому на Урале делу церковников «Историческая гниль», по которому пострадали 140 священнослужителей и монашествующих Верхотурского уезда. Матушка из тюрьмы так и не вышла – она умерла в заключении. В трехлетнюю ссылку в Казахстан отправились Мария Декунова и Параскева Гагарина, а в Сибирь – Марфа Суворова, и дальнейшая их судьба неизвестна. Остальные были освобождены из-под стражи кто через полтора, кто через 7 с половиной месяцев заключения.
Священник Всеволод Черепанов уже отбывал трехлетнюю ссылку с 1924 по 1927 годы за организацию епископского совета. Батюшка Михаил Оранский тоже привлекался к ответственности в 1927 году за распространение контрреволюционной листовки, в 1933 году он будет арестован за хранение «Протоколов сионских мудрецов», а в 1937 году по делу о создании контрреволюционной фашистской организации. По нему проходил также диакон Выйско-Никольского собора Валентин Паникаровский. Отец Михаил 13 октября 1937 года был приговорен к высшей мере наказания, но приговор не был приведен в исполнение, срок батюшка отбывал в Ахаунтехском лагере Сиблага, вторично приговорен к высшей мере наказания 25 декабря 1937 года и расстрелян 9 января 1938 года.
Кирпичный поселок, где скоро появится новый храм в память Новомучеников и Исповедников Российских, – это поистине скорбное место. В 1928 году в Нижнем Тагиле был создан кирпичный завод, руководство которого стало требовать закрытия Казанской церкви под общежитие для рабочих, а часовни на Патраковой горе под заводской ларек. Господь не попустил осквернения храма Пречистой Девы, а вот ларек появился. По свидетельству старожилов, в начале Великой Отечественной войны вокруг часовни выросли бараки для немецких спецпоселенцев, а в самой Пантелеймоновской часовне находился карцер. Одна из тагильчанок вспоминала, как в детстве она плакала, когда видела людей за колючей проволокой, слышала грозные крики конвоиров и лай собак. Умерших в лагере спецпоселенцев хоронили здесь же на кладбище, которое начали разорять еще в 1928 году, о чем свидетельствуют архивные документы. Во время строительства кирпичного завода разрушили одну из оград кладбища, стали вести вырубку леса на его территории и разорять могилы[3]. После войны в часовне находилась закусочная, о чем вспоминали многие жители Кирпичного поселка, которые в начале 1950-х годов были детьми.
Но времена изменились. Если в конце 1920-х годов был очень популярен лозунг «Из церкви – школа, из часовни – клуб», то в наше время начался обратный процесс. Еще в 1990-е годы у директора кирпичного завода Бориса Павловича Караваева родилась мысль об открытии в здании клуба храма. Его идею благословил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, который приезжал сюда и молился об открытии церкви.
В 1990-е годы здание клуба кирпичного завода пытались захватить лихие люди. Будущему храму угрожала и другая опасность. В начале 2000-х годов в соседнем к нему помещении, где располагались кружки для детей Кирпичного поселка, ночью начался пожар. Он распространялся так стремительно и был такой силы, что огонь мог перекинуться на второе здание клуба. Прибывшие на происшествие пожарные расчеты ничего не могли сделать. В отчаянии Людмила Петровна Караваева позвонила матушке Кирилле (Суворовой) и попросила ее молитвенной помощи и совета: что делать? Матушка предложила, казалось бы, невозможное: «Возьми пасхальное яйцо, помолись «Христос воскресе!» и кидай его в огонь. И ничего не бойся». Когда слова матушки были исполнены, все присутствующие на пожаре в изумлении возблагодарили Бога, так как стена огня в одно мгновение обрушилась и пожарные смогли затушить здание. Во время этой борьбы с огненной стихией за клуб кирпичного завода Людмила Петровна подумала: «Здесь будет храм». Эта быстрая, как молния, мысль, конечно, забылась. И вспомнилась незадолго до первого молебна в бывшем клубе.
И хотя в те годы завод, несмотря на сложную экономическую ситуацию, мог своими силами начать и завершить эту реконструкцию клуба под храм, далее проекта дело не пошло. Стройка почему-то все время тормозилась. Думается, что происходило это не без Божьего попущения, поскольку строительство храма в честь Новомучеников и Исповедников Российских должно стать поистине народной тагильской стройкой. Нет ни одной семьи в России, которой бы не коснулись репрессии. Раскулаченные, сосланные, замученные в тюрьмах, лагерях, расстрелянные – нет им числа. Количество пострадавших знает только один милосердный Господь. В Соборе Новомучеников и Исповедников Российских XX века на 1 января 2011 года поименно канонизированы 1774 человека, среди них и святые Нижнетагильской и Серовской епархии: Петр и Алексий Верхнесалдинские, Петр и Вячеслав Невьянские, Иосиф Верхнетагильский, Аркадий Североуральский, Павел Мурзинский, Сергий Нижнетагильский, Иоанн Вишневский. Молитвы им будут возноситься в этом храме.
Так на наших глазах установилась связь прошлого и настоящего.
[1] НТГИА. Ф. 211. Оп. 1. Д. 155. Л. 56, 60.
[2] Жития святых Екатеринбургской епархии. Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008. С. 36.
[3] НТГИА. Ф. 211. Оп. 1. Д. 155. Л. 95.
Скорбященский женский монастырь