IX Епархиальные Знаменские чтения «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»
8 декабря 2022 г. в Нижнетагильском Драматическом театре им. Д.Н.Мамина –Сибиряка состоялась пленарная дискуссия IX Епархиальных Знаменских чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».
Конференция собрала 460 участников, среди которых почетными гостями были главы городов и начальники управления образования муниципалитетов со всей Нижнетагильской епархии, в том числе Преосвященный Феодосий, епископ Нижнетагильский и Невьянский и Суров Валерий Георгиевич. заместитель Главы Администрации города Нижний Тагил по социальной политике. Ведущим первой части стал Сергей Склянухин.
С приветственным словом к присутствующим обратился Валерий Георгиевич Суров, отметив необходимость обсуждения глобальных вызовов современности и поиск путей решения на самом высоком уровне.
В основном докладе Преосвященный Феодосий, епископ Нижнетагильский и Невьянский представил ключевые тезисы актуальных проблем по заявленной теме. Он отметил, что встречи в формате живого общения очень важны и сегодня снова представляется возможность педагогическому сообществу, духовенству в присутствии представителей администраций городов обсуждать актуальные вопросы образования и духовного воспитания подрастающего поколения.
Ключевые мысли доклада епископа Нижнетагильского и Невьянского состояли в том, что глобальные вызовы современности сегодня стали реальностью нашей жизни. Климатические изменения, пандемия, военные действия, экономические сложности. Безусловно, есть вызовы, которые нас, рядовых граждан касаются мало. Однако есть и те вызовы, которые требуют ответа от каждого из нас. Это ряд вызовов, связанных с демографией, социальным разобщением, поляризацией общества. Одним из ответов на обозначенные вызовы в нашем государстве является сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Доклад владыки был посвящён разбору этих ценностей. Прочитать текст доклада можно на сайте Нижнетагильской епархии.
В рамках пленарного заседания благодарственными письмами от Преосвященного Феодосия, епископа Нижнетагильского и Невьянского были отмечены педагоги, потрудившиеся над созданием методического портала для учителей общеобразовательных школ «Основы Православной культуры. Методический сборник в помощь учителю».
Вести вторую часть пленарной дискуссии был приглашен Денис Маханько, журналист и продюсер из г. Москва.
Вторая часть пленарной дискуссии состояла из четырех смысловых блоков которые были посвящены рассмотрению вопросов:
- Как традиционные ценности могут помочь в преодолении современного кризиса?
- Есть ли пути преодоления кризиса современной семьи и какое в этом место образования?
- Может ли история быть источником традиционных ценностей, объединяющих общество?
- Каковы границы применения воспитательного потенциала религии в светской школе?
Цель дискуссии состояла в осмыслении поставленных проблем на основании государственной политики, профессионального и личного опыта участников.
Свое видение представили:
- Протоиерей Сергий Вогулкин, профессор медицины, священник врач и педагог.
- Павел Евгеньевич Суслонов, кандидат философских наук, сотрудник департамента внутренней политики Свердловской области, преподаватель высшей школы.
- Диана Александровна Адам, кандидат педагогических наук, заместитель директора Православной гимназии № 11 во имя во имя святого благоверного великого князя Александра Невского.
В первом блоке участники обсудили проблему: может ли сохранение традиционных ценностей быть рецептом спасения в условиях глобальных вызовов современности? И пришли к следующим выводам:
Традиционные ценности российского общества, изложенные в недавнем Указе Президента РФ В.В. Путина от 9 ноября 2022 года № 809 «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностях» рассматриваются как «основа российского общества, позволяющая защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала». Это не рецепт преодоления обозначенных глобальных вызовов. Однако, сохранение и укрепление традиционных ценностей поможет нам в преодолении текущих проблем. Это не случится в одночасье, но положительный результат будет, даже при том, что сегодня мы в очень многих сферах общественной жизни наблюдаем картину упадка ценностей.
Стратегия государства сегодня направлена на изменения в вопросах духовно-нравственного воспитания. Как и любые изменения, они с трудом принимаются в обществе. Однако, переломный момент пройдет быстро, если мы все вместе будем придерживаться этой стратегии и каждый государственный институт, который может на это повлиять, внесет свой вклад в противостояние негативной риторике, существующей сегодня.
Самым значительным обсуждением стал второй вопрос, касающийся кризиса современной семьи. Семья – один из ключевых источников традиционных ценностей, однако в этой сфере мы наблюдаем очень значительные проблемы. Приглашённый эксперт Светлана Викторовна Стукова, председатель Областного совета родителей (законных представителей) студентов СПО; член Консультативного совета при Министерстве образования и молодежной политики Свердловской области; заместитель директора по учебно-воспитательной работы ГАПОУ СО «УГК им. И.И.Ползунова» презентовала материал о текущей ситуации с семьями на основании данных обучающихся в сузах области.
Был сделан акцент на том, что семья – это основа воспитания. Именно в семье человек получает базовые понятия о ценностях. Мы понимаем важность полной семьи. Однако – реальность неутешительна. Так, всего с января по май 2022 г. было заключено 273,1 тыс. браков и оформлено 259,6 тыс. разводов. Естественная убыль населения с января по май составила 354,4 тыс. Статистические данные о семейном положении родителей, обучающихся в сузах Свердловской области так же пугающая.
В этом блоке обсудили вопрос о том, на сколько возможно говорить о традиционных ценностях российского общества в условиях такого существенного кризиса одного из основных источников ценностей? Как можно скорректировать нашу воспитательную деятельность для укрепления престижа полной семьи, как помочь детям, столкнувшимся с разрушением семьи?
В ходе обсуждения темы третьего блока обсуждалась проблема отношения к истории. Сегодня у каждого есть своё мнение. У подрастающего поколения – тем более. Как быть со сложностями интерпретации? Участникам конференции было представлено видео интервью с учениками школы, где они высказывали свое мнение к такому историческому событию как прекращение существования СССР.
Эксперты высказались о том, что традиционные ценности, согласно Указу № 809, выступают как инструмент преодоления противоречий в обществе, его объединения. Однако отношение к истории и культуре в целом у разных людей будет различным. Это связано с различным уровнем образования, разными предпочтениями и семейным историческим опытом. Однако, наша задача так выстроить образовательный и воспитательный процесс, чтобы история была источником объединения.
В рамках четвертой темы обсуждалась проблема того, что религия в современных реалиях хоть и является источником традиционных ценностей, всё же не может быть универсальной. Во-первых, наша страна многоконфессиональная, а во-вторых, не все являются верующими.
Как определить границы применения рассказал приглашенный эксперт священник Андрей Брагин, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Нижнетагильской епархии. Он рассказал о формах взаимодействия Церкви и общества в воспитательном процессе, сделав акцент на том, что у нас светское государство, в котором свобода совести является неотъемлемым правом человека. Иерей Андрей Брагин рассказал о результатах опросов, проводившихся среди учителей Нижнего Тагила и Пригорода, отметив, что педагогами отмечается — основное затруднение при выборе модуля ОРКСЭ является предубеждённость родителей в том, что в рамках курса «Основы православной культуры» будет осуществляться катехизация, т.е. привлечение к вере.
Эта ситуация показывает общее отношение к религии в современной либеральной парадигме, в которой ей отводится место на периферии общественной жизни. Бог должен быть в душе, а публичная демонстрация вероисповедания рассматривается как что-то неуместное. Взаимодействие религиозной организации с образовательным учреждением идет в рамках действующего законодательства Российской Федерации и не предполагает вовлечение в религиозные практики. При этом религия в образовательном учреждении не является нарушением свободы, а лишь дает возможность изучения Православной культуры, которая бесспорно является фундаментом нашей цивилизации.
Дискуссия получилась интересной, живой, эксперты обсудили много актуальных вопросов, представили свой опыт и предложили пути их решения.