История, литература и кинематограф

Миссионерский отдел Нижнетагильской епархии в Неделю православной книги 21 марта совместно с кинотеатром «Красногвардеец» организовал просмотр нашумевшего фильма режиссёра Павла Лунгина «Царь». Этот фильм вызвал споры среди зрителей. Мнения были прямо противоположные: одни видели в нем историческую правду, другие требовали снять с проката за стремление режиссёра облить грязью русскую историю.

1(1)

Мартовская тема Литературной гостиной «Беседа с собственным сердцем» — «Москва – Третий Рим» — была посвящена эпохе и личности Ивана Грозного. Поэтому заседание гостиной началось с обсуждения кинофильма.

Общее впечатление от фильма: тяжелый кровавый фильм, изобилующий натуралистическими сценами насилия. Но одни увидели в картине правду, пусть и жестокую, другие отмечали, что нельзя так однобоко трактовать и личность Ивана Грозного, и саму историческую эпоху.

Кто-то увидел подлинную веру Ивана Грозного в Бога, пусть даже и заблуждающегося. Другие говорили, что мы должны извлечь уроки как конкретно для себя, так и для жизни современного общества, чтобы не повторять ошибок прошлого.

«Царь» — это фильм о вере и о нашем отношении к Богу. Фильм тяжелый, но заставляет думать.

После обмена мнениями ведущие гостиной предложили присутствующим прослушать два отрывка из романа Александра Волкова «Зодчие» и  сравнить литературный и кинематографический образы царя. В этом произведении царь Иван Грозный в отличие от трактовки Лунгина показан как человек, заботящийся об укреплении и процветании государства, которым он правит. Его беседы с духовным отцом митрополитом Макарием говорят о недюжинном уме молодого еще царя, который задумал ввести на Руси книгопечатание, а в знак победы над Казанским царством построить храм, причем построить силами самого русского народа, не приглашая для этого дела иностранцев, которые могли внести чуждый дух в церковную архитектуру. Автор передает эти сцены очень убедительно, и возникает образ Ивана Грозного, отличающийся от того, каким он показан не только в фильме Лунгина, но и на страницах советских и российских учебников.

Далее по ходу заседания ведущий Артём Анатольевич сделал небольшой доклад о том, как современная историческая наука трактует личность и эпоху Ивана Грозного. Он сказал, что появляются новые документы, ранее неизвестные, что нельзя изучать историю государства, вырывая её как из контекста всеобщей исторической эпохи, так и контекста отечественной истории. Кроме того, в исторической науке сформировались новые методы и подходы в изучении той или иной эпохи. Он порекомендовал прочитать следующие работы современных историков:

  • Боханов А. Н. Царь Иоанн IVГрозный.
  • Фроянов И. Я. Драма русской истории.
  • Юрганов А. Л. Опричнина и Страшный Суд.

И некоторые  слушатели изъявили желание более подробно познакомиться с трудами перечисленных историков.

Присутствующими в заключение была высказана мысль, что подобные антиисторические  фильмы несут вред  и, прежде всего, молодёжи, которая, к сожалению, знает историю страны по таким вот ложным фильмам.

Встреча закончилась за чашкой чая небольшим концертом постоянного участника гостиной Александра Шибаева.

Подробнее об эпохе Ивана Грозного читайте на сайте Миссионерского отдела в рубрике «Деятельность» – «Сокровища русской культуры» – «Иван Грозный – хранитель православной веры».

Миссионерский отдел

Новости епархии | 28 марта 2016

Вам может быть интересно: