Интервью Преосвященного Иннокентия о недавно прошедшем ВРНС, Н.Я. Данилевском, прошлом, настоящем и будущем России

1-2 октября 2012 года в Москве прошёл XVI Всемирный русский народный собор «Рубежи истории — рубежи России». На второй день его работы Преосвященный Иннокентий, епископ Нижнетагильский и Серовский, принял участие в секции «Н.Я. Данилевский – основоположник цивилизованного метода в исследовании истории». Своими впечатлениями от Собора Владыка поделился с посетителями портала tagileparhiya.ru.

— Ваше Преосвященство, 1-2 октября в Москве проходил XVIВсемирный Русский Народный Собор. Это важное, крупное событие, в рамках которого для обсуждений собираются видные интеллектуалы, которым небезразлична судьба своей страны. Какие у Вас ощущения от участия в Соборе?

— В Соборе я принимаю участие уже второй раз. Кроме того, я имею непосредственный контакт с активными членами Собора, в частности, с его председателем Олегом Александровичем Костиным. Я участвовал в некоторых акциях Собора, например, в акции на о. Корфу, где открывался памятник адмиралу Ушакову, являющемуся одним из основателей современного независимого греческого государства. Там проходит активная работа Собора.

Так же мне пришлось быть одним из участников обсуждения проблем, возникавших при подготовке «Русской доктрины» — это была одна из первых попыток, организованная заинтересованными в благополучии России людьми. Сейчас кто только не мечтает обустроить Россию, а есть люди, которые уже давно приложили к этому реальные усилия. В этой доктрине были самые разные разделы – социальный, экономический и т.д. По разделам был представлен взгляд на дальнейшее развитие нашей страны. Там был большой демографический раздел, и мысли из него, не знаю, случайно это или нет, вошли в свод новых законов, в частности, в закон о материнском капитале.

Что же касается Собора, то мне показалось, что сейчас он стал сильнее, активнее. Было потрясающее выступление Патриарха, что произвело на меня сильное впечатление. Патриарх буквально сказал, что мы стоим на одном из последних рубежей, имея в виду духовные рубежи России. И не случайно он в числе исторических дат указал дату Сталинградской битвы, юбилей которой будет в этом году. Это одно из последних наших сражений, в котором отступать было уже некуда. С точки зрения сохранения своей цивилизационной идентичности, русской культуры перед лицом вызовов последнего времени, нам осталось немного места для отступления. Эта же мысль звучала во многих других выступлениях, в том числе в выступлениях лидеров политических партий, представителей власти, общественных деятелей и представителей религиозных конфессий. Звучала мысль о консолидации сил, которая не выражается в заключении каких либо соглашений, а подобно тому призыву, который сделал Его Святейшество в Польше во время своего визита — призыву к обязательному прощению, к осознанию своего славянского, христианского единства, переосмыслению своих отношений, в которых очень много политики, много каких-то человеческих издержек. То же самое должно произойти внутри нашего общества, потому что оно разделено по каким-то политическим, социальным или иным соображениям. У всех есть с точки зрения истории обиды на какие-то её периоды, но перед лицом испытаний нам нужно осознать, что мы все православные русские люди, за нами наша история, наша страна. От этого у меня самое сильное впечатление.

— Владыка, Вы сказали, что в рамках работы Собора Вы посещали  о. Корфу, это значит, что влияние Собора оказывается не только на российское общество, но и выходит за его рамки?

— Конечно. Речь идёт не только о России и Православии. Собор вдохновляет своим мировоззрением, и туда входят представители различных конфессий, общественных организаций, в том числе зарубежных. Собор не является чисто религиозным, это содружество многих общественных сил, в том числе и русской диаспоры, которая представлена во многих странах, особенно в последнее время

— Вот что касается нынешнего наименования Собора «Рубежи истории – рубежи России». Все мы слышали слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии Собора, и он пояснил, что термин «Рубежи России» подразумевает нравственные, культурные границы нашей Родины, которые необходимо сейчас охранять. Что для этого может сделать Собор, и как вы понимаете его основную тему?

— Если подразумевать в практическом смысле, то конечно, когда я размышлял о прослушанных докладах и о вопросах, к которым мы обращались в кулуарных встречах, я думал о том, какова может быть моя роль в этом. Моя, как епископа, руководителя епархии, ведь на моё печение вверен довольно большой регион — в нашей епархии проживает полтора миллиона жителей. Необходимо быть примером в церковно-общественной жизни. Сейчас перед Церковью поставлена задача – идти к тем людям, которые ещё на Её пороге, наш путь к ним, не только через нашу деятельность, но и через слышание. Это, например, работа ВРНС в своих отделениях. Есть его Екатеринбургское отделение. Теоретически, может быть, в будущем и Тагильское появится, пусть и сравнительно небольшое. Можно обращаться к трудовым коллективам, в них есть интуитивное ощущение единства, но в нём нет осознания нашего  культурного и исторического предназначения. Слово к ним должно быть отшлифовано, осознано. Например, мы ничего не знаем о таком великом русском учёном, которого называют и естествоиспытателем, и биологом, и панславянистом — это Николай Яковлевич Данилевский. Его отдельные тезисы и открытия легли в основу многих современных философских концепций, которые находят успешное применение во всём мире.

— Вы как раз принимали участие в секции Собора, посвящённой Н.Я. Данилевскому. К его тезисам обращались в начале двадцатого века исключительно западные социологи, публицисты. В России же на него обратили внимание только сейчас.

— Этот процесс начался в начале девяностых годов. В то время можно было подводить какие-то итоги развития нашего общества, которое было довольно трудным и в нём были свои достижения и жертвы. Тогда его мысли оказались востребованы. Сейчас эта востребованность увеличивается всё сильнее и сильнее, потому что в девяностые годы пришло осознание, что всё не укладывается в ту концепцию, которой нас учили в институтах. Теперь это востребовано самой жизнью, потому что последние события нашего времени, которые раскалывают общество, требуют интенсивных действий. Сейчас у нас нет времени на какие то долгие теоретические размышления, нужно чёткое определение. Данилевский, это, конечно, человек своего времени, но смысл его теории в том, что мы не можем потерять нашу цивилизационную основу и идентичность народа, мы либо сохраним ее, разовьем и приумножим, либо исчезнем как общность. Это вносит большой вклад в сокровищницу мировой культуры, становясь некоторым противовесом глобализму.

— Изданная в конце девятнадцатого века работа Николая Яковлевича «Россия и Европа» вызвала  в то время волну критики, среди его коллег, а в двадцатом веке “забыта” вообще.

— Его относят к славянофилам, вместе с Хомяковым и Самариным, но это очень условно. Славянофилы утверждали самобытность русской цивилизации, ошибочность бездумного слияния России и Запада, приведения нашей культуры к западным стандартам. Наша история, почти во всех ее редакциях, написана сторонними наблюдателями, затем перефразирована западными учёными, и мы порой воспринимаем её со стороны.

Однако, русская жизнь развивалась очень интересно. Например, во второй половине XIX в, как раз в то время, когда творил Н. Я. Данилевский, была эпоха различных журналов, которые были востребованы. Это была некая общественная трибуна, на которой обсуждались важнейшие вопросы дальнейшего пути нашего развития. Однако, несмотря на иногда ключевые разногласия, обществе тогда была крепкая основа – православие. Церковь – это общество верующих и в этом обществе цементируются нравственные основы.

Историософское понимание развития — это как раз и есть понимание устройства нашего дома, того места, в котором мы живём, в котором нашли своё отражение география, история народа, культура, политика. Всё вместе это зацементировалось в единый правильный путь, имеющий научную основу, оставляющий при этом степени свободы, позволяющие дальнейшее развитие, изменение к лучшему, еще более гармоничному.

Для консолидации общества нам важно сейчас объективно взглянуть на новейшую историю. Не отрицать её вместе с отдельными личностями, а понять, кто какую роль в причинно-следственной связи выполнял, а главное – найти нравственный базис, от которого мы все: и православные, и мусульмане, и атеисты – все кому небезразлична судьба Родины, можем оттолкнуться. Это необходимое условие для того, чтобы идти дальше.

— Каковы причины забвения Н.Я. Данилевского в советское время?

— Он противоречил марксистскому материалистическому взгляду на историю. Он был реакционер, получается, для той идеологической среды.

— Данилевский, насколько явствует из его мыслей, был вообще против основных принципов строения истории в ее классическом понимании.

— Да. У него была еще работа о дарвинизме (“Дарвинизм. Критическое исследование” – прим. ред.), в которой он свежими путями прочитал теорию Дарвина и указал на то, что она может возбудить в человеке стремление к насилию. Данилевский — в первую очередь являлся биологом, естествоиспытателем, а уже потом мыслителем и очень много работал над сохранением природной среды. Т.о., он противостоял теории Дарвина с точки зрения науки.

Интересно, что его работы «Россия и Европа» и «Дарвинизм», стыкуются в каком-то смысле, потому что Данилевский говорил о том, что культурно-исторические типы параллельно развиваются во всём своём многообразии, при этом каждый тип имеет свою самобытность, и т.о. критиковал теорию линейно-поступательного прогресса.

— Достоевский сказал, что «Россия и Европа»  Данилевского должна стать «настольной книгой каждого русского». Насколько эти слова можно применить к нашему времени, готовы ли мы?

— Можно и нужно применить. И даже не с точки зрения какого-либо следования, а с точки зрения его актуальности. Сейчас для нас важен фундамент под ногами, и он должен быть осмысленным, в виду проблем нашего общества и вызовов времени. Общество готово к этому осмыслению. Мы сейчас в начале пути и неизвестно, сколько ещё потребуется на раскачку. Однако назад пути уже нет и нужно активизировать себя, активизировать каждому свои силы, что бы это суммировалось в общее значение, значимое усилие, способное развернуть исторический процесс, унифицирующий все культуры по глобалистскому принципу. Чтение трудов Данилевского будет всегда вдохновлять, потому что есть законы, есть основы, которые интуитивно чувствуешь, но нужны методы, чтобы их увидеть. Труды Данилевского дают нам эти методы, которые могут оказаться важными инструментами в нашем общем строительстве новой России.

— Спаси Господи, Владыка.

Новости епархии | 11 октября 2012

Вам может быть интересно: