И льётся звон колоколов в честь Троицы Святой. Из истории храма в селе Тарасково. К 115-летию со дня первого освящения сельской церкви

Одного просил я у Господа, того только ищу,

чтобы пребывать мне в доме Господнем

во все дни жизни моей созерцать красоту

 Господню и посещать храм Его.

Псалом 26:4 

Многочисленные паломники, прибывающие в село Тарасково со всех уголков православной России для того, чтобы прикоснуться к монастырским святыням Свято-Троицкого Богородице-Всецарицынского мужского монастыря, вряд ли знают (не исключая и местных жителей) о том, что их старинная церковь в былые времена была приписной к Николаевскому православному приходу Верх-Нейвинского завода.

Из местной церковной истории известно следующее: по Указу Преосвященнейшего Аркадия (Фёдорова), епископа Пермского и Верхотурского, все близлежащие деревни, относящиеся к Верх-Нейвинской волости, стали приписными к Николаевскому православному приходу, открытому в Верх-Нейвинском заводе в 1834 году. Тогда же в деревне Тарасковой «тщанием» жителей была поставлена небольшая деревянная часовня, куда приезжало верхнейвинское духовенство для служения заказных молебнов и панихид. Для совершения таких церковных таинств как крещения детей, венчания молодых и иных обрядов деревенские жители были вынуждены приходить в заводскую Николаевскую церковь. Но в связи с ростом населения не только Верх-Нейвинского завода, но и округи, в 1879 году тарасковские крестьяне во главе с доверенным лицом Иваном Щекалёвым подали прошение на имя Пермского владыки с просьбой: разрешить им построить в деревне свой храм.

В тот же год по резолюции Преосвященного Вассиана (Чудновского), епископа Пермского и Верхотурского, от 27 сентября / 4 октября тарасковские жители получили положительный ответ. По «волеизъявлению» правящего архиерея им было разрешено «существующую у них в деревне часовню обратить в церковь», установить Святой Престол и Жертвенник. В поддержку всем этим благим начинаниям, решением господина  управляющего Верх-Нейвинского завода Александра  Ивановича Роджера и штатного духовенства Николаевского храма во вновь создаваемый Тарасковский храм был подарен деревянный иконостас с комплектом икон ранее бытовавших в малой (старой) деревянной заводской Николаевской церкви (новый одноименный  храм в заводе был освящён в 1879 году, закрыт в 1937 году).

4 ноября 1880 года в Тарасково состоялось торжественное открытие обновлённого Дома Божия. Святой Престол сельской церкви был освящён в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницы). Как и прежде, верхнейвинское духовенство оказывало духовное окормление сельчан, совершая уставные богослужения и церковные таинства уже в их местном храме.

Так бы всё и продолжалось. Ещё годы и десятилетия простояла бы небольшая Свято-Духовская церквушка, приглашая благочестивых крестьян на молитву, если бы не сильный пожар, вспыхнувший 6 октября 1893 года, от которого храм полностью сгорел. Благодаря местным смельчакам из горевшего храма была спасена часть святых икон и утварь из церковной ризницы. Позднее по решению гражданских властей в помещении Тарасковского земского училища была обустроена временная моленная-часовня, куда и были помещены спасённые от огня святыни.

Известно, что в тот период верхнейвинское духовенство, посещая Тарасково, совершало во временной моленной-часовне следующие богослужения: в праздник Рождества Христова – один день; в течение двух недель Великого поста духовенство совместно с местными жителями возносило к Богу свои покаянные молитвы; для разделения с ними радости о Воскресшем Христе Спасителе в Светлую Пасхальную седмицу (неделю), праздничные службы совершались два дня. Тесно и неуютно было собираться на совместные богослужения в помещении училища.

Вскоре на сельском сходе было принято решение строить в селе новый каменный храм. Своё «волеизъявление» они документально оформили «Приговором».

«6 июня 1897 года Мы, нижеподписавшиеся <…> временнообязанные крестьяне Пермской губернии, Верх-Нейвинской волости, Тарасковского общества, состоящие из села Тараскова, в котором ревизских душ мужского пола 160 и домохозяев имеющих право голоса на сходе 70 человек <…> были сего числа приглашены на сход в количестве 60 человек <…> просим сим приговором Верх-Нейвинскую заводскую контору удерживать с нас <…> одну копейку с получаемого рубля: за разные подряды и работы: с тем чтобы этот сбор денег состоял единственно на приходе на Тарасковскую Церковь… В том к сему приговору подписываемся». Грамотными крестьянами было поставлено 9 подписей, за неграмотных 51 подпись.

На собранную крестьянскую лепту, на финансовую помощь заводского управляющего Гавриила Александровича Маркова, возглавившего Комитет по строительству новой церкви, стало возможно поставить в селе небольшой храм. Эскизный проект и всю его прорисовку взял на себя горный инженер Марков.

По благословению Преосвященнейшего Никанора (Каменского), епископа Екатеринбургского и Ирбитского, 6 августа 1902 года в Тарасково, на историческом месте, том самом, где ранее стоял сгоревший деревянный храм, верхнейвинским духовенством был совершён чин освящения первого камня на строительство новой церкви. Возводился храм из кирпича, изготовленного на производстве верхнейвинского купца и владельца кирпичного завода Максима Ефремовича Скороходова. Для этих целей мастеровые Скороходова формовали различные по виду и конфигурации кирпичи, которые поставлялись в большом количестве. А так как весь его производственный процесс был сезонным, на строительство небольшого храма ушло почти четыре года.

К 1906 году на самом берегу истока известной на Урале реки Нейвы в селе вознеслась величавая церковь. Затейливость её архитектуры стала подлинным украшением села. Кирпичное кружево создавало нарядный и праздничный вид. Новый каменный храм завораживал и притягивал к себе, становясь той спасительной ладьёй, несущей верующих к тихой пристани.

Рядом с вновь поставленным храмом, за его алтарём, в память о пребывании прежде на этом месте Престола Божия, где совершалась Бескровная Жертва Христова — Евхаристия, был установлен небольшой сложенный из кирпичей часовенный столб с венчающим его крестом.

Снаружи церковь была окрашена в два цвета: в неброский, лёгкий салатовый оттенок с чисто белыми фрагментами, контрастно и со вкусом выделявшимися на оконных наличниках, барельефных крестах, украшавших ярус звона колокольни, и других элементах декора. Во внутреннем пространстве церкви все стены и свод были покрыты белилами. Из воспоминаний известно, что в оконных рамах были использованы цветные стёкла (характерная особенность всех строительных объектов с участием Г. А. Маркова). Проникая в храмовое пространство, солнечный свет пронизывал цветные незатейливые витражи. Он давал очень нежный, не режущий глаза тон, мягко играя причудливыми бликами на белоснежных стенах.

28 мая/10 июня 1906 года по благословению Преосвященнейшего Владимира (Соколовского), епископа Екатеринбургского и Ирбитского, состоялось торжество освящения каменного храма. В праздничном ликовании в честь Святой Троицы вновь раздался колокольный звон. Соборное богослужение возглавил благочинный и настоятель Александро-Невского храма Шуралинского завода священник Алексий Бирюков в сослужении верхнейвинского духовенства. Новая церковь была освящена в честь Святой и Живоначальной Троицы. После церковного торжества в помещении Тарасковского земского училища по этому поводу был дан праздничный приём. Среди именитых гостей был господин горный инженер, председатель Верх-Нейвинского церковно-приходского Попечительства, заводской управляющий Марков Гавриил Александрович с супругой Надеждой Владимировной и детьми. Были и другие уважаемые верхнейвинские жители: заводские и земские служащие, учителя, купцы, священнослужители.

Свято-Троицкая церковь в день своего первого освящения. Фото 1906 года.

Местные жители храм свой любили, дорожили им, многие годы сохраняли его в опрятности, чистоте и благолепии. Спустя годы, когда понадобилось произвести ремонт фасадов, обновить на них краску, крестьянин Ксенофонт Феодотович Бакулин пожертвовал для этих целей 150 рублей и два живописных образа в резных киотах такой же стоимостью. Кроме того, им были приобретены и подарены Свято-Троицкому храму книги для создания приходской библиотеки. За его бескорыстную жертву и щедрость Екатеринбургский Преосвященный владыка Митрофан (Афонский), в 1914 году пожаловал К. Ф. Бакулину грамоту Архипастырского благословения.

После революции Свято-Троицкий храм разделил участь многих Русских церквей. Нет, сразу его не закрыли, ещё несколько лет в селе продолжала существовать полноценная церковная жизнь. Появились постоянные штатные священники. До закрытия храма в 1934 году в сельской церкви своё пастырское служение исполняли: священник Николай Иваницкий – родной брат Валентины Александровны Бажовой, урождённой Иваницкой, жены писателя П. П. Бажова.

Священник Митрофан Чернавин (1861–1919). Многим ранее известный уральский протоиерей Николай Левитский (1848–1925), священник Исидор Гарин (1888–1938).

В начале 1920-х годов, несмотря на видимое притеснение от представителей Советской власти, при Свято-Троицком храме активизируется группа верующих. Религиозно настроенные местные жители создали Актив, для того чтобы отстаивать интересы общины. Членами Актива храма села Тарасково Верх-Нейвинской волости были следующие лица: Председатель Приходского совета Степан Осипович Щекалёв, Иван Александрович Щекалёв, Матфей Леонтьевич Щекалёв, Василий Фёдорович Бакулин, Ефим Фёдорович Бакулин, Максим Платонович Щекалёв, Николай Макарович Зырянов, Ларион Васильевич Щекалёв, Григорий Васильевич Аристов, Иван Иванович Щекалёв. Благодаря этим неравнодушным и преданным Церкви людям в селе ещё несколько лет продолжала сохраняться приходская жизнь.

После того как отец Исидор Гарин в 1933 году был арестован и храм лишился священника, по решению Свердловского облисполкома в 1934 году Свято-Троицкую церковь закрыли. Милостью Божией она не была снесена. Утратившие веру в Бога сельчане устроили некогда в своём любимом храме зернохранилище. Спустя четырнадцать лет чьи-то богоборческие руки дерзнули и обезглавили его, снесли купол и разобрали колокольню. После в осквернённом Доме Божием открыли сельский клуб, а позднее – лыжную базу. Спустя десятилетия нашлись отзывчивые верующие люди. Местные старики организовались в общину и стали хлопотать о возвращении им некогда благолепного храма. В 1989 году все их усердия увенчались успехом, обезглавленное помещение бывшей церкви было передано верующим.

Свято-Троицкая церковь после долгих лет осквернения. В таком состоянии храм был передан верующим. Фото 1990 года.

Как и в прошлые десятилетия Тарасковскую церковь вновь стал опекать приход посёлка Верх-Нейвинска. Особо памятной датой стало для православных сельчан 1 июня 1991 года, когда в увеченных стенах Свято-Троицкого храма настоятель Воскресенского прихода Верх-Нейвинского посёлка священник Пётр Мангилёв впервые за много лет забвения совершил Божественную литургию. С тех пор каждую субботу небольшой автобус привозил из Верх-Нейвинска к паперти Свято-Троицкой церкви вместе с отцом Петром почти весь причт Воскресенского храма. Чтецы и певчие, алтарник – все с воодушевлением участвовали и помогали при богослужениях. В каждый свой приезд в Тарасково после окончания Божественной литургии отец Пётр Мангилёв крестил по нескольку десятков человек, служил заказные молебны и панихиды.

Престольный праздник в селе Тарасково. Крестный ход на Святой источник. Фото 1992 года.

Весной 1992 года Указом управляющего Екатеринбургской и Курганской епархией Высокопреосвященнейшего архиепископа Мелхиседека (Лебедева), в Свято-Троицкой церкви появился свой постоянный штатный священник Константин Каунов (ныне находящийся в расколе). На следующий год 6 февраля владыка Мелхиседек при участии многочисленного духовенства совершил чин освящения обновлённого храма.

Заметка о Свято-Троицком храме, опубликованная в Новоуральской «Новой городской газете». 1993 год  

Спустя несколько лет приходской общиной было принято решение о полной реконструкции храмового помещения (возведение купола и строительство новой колокольни). Увы, тогда было неизвестно, как выглядел храм в своём первозданном виде. Ни в самом селе, ни в Свердловском областном архиве никаких фотоснимков и чертежей обнаружено не было.

Свято-Троицкий храм. Фото 1997 года.

Священник Алексий Малетин за богослужением в Свято-Троицком храме. Фото 1997 года.

Тогда работники Новоуральского архитектурного Отдела Олег Александрович Левченко и Юрий Семенович Никешин выполнили собственный авторский проект, по которому и начались восстановительные работы. Для выполнения ремонтно-восстановительных работ был приглашён Михаил Иванович Садовский (1935–2011), до этого руководивший восстановительными работами Воскресенского храма посёлка Верх-Нейвинск. После масштабного ремонта и реконструкции в приход сельской Свято-Троицкой церкви был назначен новый священник Алексий Малетин (возведённый в 2004 году в сан игумена, ныне наместник монастыря). Спустя годы решением Святейшего Синода от 6 октября 2003 года на базе сельского приходского Свято-Троицкого храма был открыт мужской монастырь. В тот же год в новой обители были совершены и первые монашеские постриги.

Свято-Троицкий храм. Фото 2002 года.

Высокопреосвященнейший Викентий (Морарь), архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский возводит отца Алексия (Малетина) в сан игумена. Фото от 2 июня 2004 года.

Сейчас эта Святая обитель известна не только на среднем Урале, но и далеко за его пределами. В Свято-Троицкий Богородице-Всецарицынский мужской монастырь ежегодно приезжают сотни благочестивых богомольцев и паломников со всей России. Невозможно подсчитать, сколько человек уже посетило это святое место, поклонились святыне обители — Чудотворной иконе Божией Матери «Всецарица», и испили Святой воды из цельбоносных источников. Чрез Свой благодатный образ Пречистая Дева и ныне творит чудеса и исцеления приходящих к Ней с верою!

 

Дионисий (Денис) Щербина,

псаломщик храма Воскресения Христова,

посёлок Верх-Нейвинск.

Свято-Троицкий храм в наши дни.

Новости, Новости епархии | 12 июня 2021

Вам может быть интересно: