Христианство без Христа?
15 октября Преосвященный Иннокентий, епископ Нижнетагильский и Серовский, открыл духовно-просветительский проект «12 пастырских бесед по вопросам веры» в библиотеке Скорбященского женского монастыря города Нижний Тагил.
В 2015-2016 гг. в монастырской библиотеке состоялись встречи из цикла «12 пастырских бесед по вопросам веры», вызвавшие живой интерес православной аудитории. В этом году полюбившийся тагильчанам и гостям города проект открыл епископ Иннокентий. Тема, предложенная для первой беседы, кажется парадоксальной и на первый взгляд странной: «Что значит быть христианином сегодня? Христианство без Христа».
Владыка начал свою беседу с обращения к мнению режиссера Андрея Кончаловского, недавно отметившего свое 80-летие. Андрей Сергеевич, выпустивший очередной шедевр и пример анти-кино — фильм «Рай», заметил, что ничего не понимает в кино, точнее, перестал в нем что-либо понимать. Этот особый взгляд на простые, казалось бы, вещи, свойственен людям, долго и упорно занимающимся каким-либо делом. Так и люди, регулярно ходящие в храм и участвующие в богослужениях, — насколько верно они понимают, что значит жить по Евангелию, быть христианином? Поститься в известные дни, читать утреннее и вечернее правило, слушать православное радио «Радонеж» (смотреть православный телеканал «Союз», читать «Православную газету» и др. — кому как нравится!), ходить в храм по воскресениям, знать куда поставить свечи и… (перечень можно продолжить)? В этом ли состоит христианская жизнь? Как сказала игуменья Мария (Сташевская): «…человек пытается жить по-христиански и даже считает себя верующим, но сердце его молчит, вера существует только на уровне ума, и вдруг когда-то человек понимает, что он неверующий, у него есть только потребность в вере». Действительно, современный человек сводит свое христианство к набору установлений, этаких догматов, и в этих рамках чувствует себя вполне комфортно до тех пор, пока в его жизни не происходит что-то, нарушающее этот привычный «ритм православной жизни». Владыка Иннокентий сказал, что жизнь безгранична, и её тайны открываются на протяжении многих лет, а мы живем вдали от Христа, опираясь на какие-то правила, действия, забывая о том, что «христианство не от мира сего».
Преосвященный Иннокентий также обратился к страницам русской классики. В романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Дмитрий в исповеди своего горячего сердца высказывает библейскую мысль о человеке: «… тут Дьявол с Богом борются, а поле битвы сердца людей». У нас же сегодня зачастую нет и намека на борьбу. Мы принимаем некие порядки, кажущиеся нам верными, но остающимися мертвыми правилами, тогда как Бог — это красота неувядающая, вечная, жертвенная.
Проблема современного человека — в бесконечных препятствиях к подлинному Богообщению. Мы ходим в храм, молимся, исповедуемся, причащаемся — но полноты Богообщения не приобретаем и страдаем от этого. Почему? Виной здесь, как сказал на встрече игумен Алексий (Орлов), наше невежество, нежелание изучать свою веру. Внешнее само по себе не может преобразить внутреннее, и без горячего, искреннего искания человеком Христа невозможно быть христианином.
Владыка Иннокентий напомнил о роли Церкви и духовенства в современной жизни, сказав о том, что Церковь не посредник между Богом и человеком, а подательница средств для спасения души человека, внешние подпорки, «костыли» для Богообщения, в которых современный человек остро нуждается
Дело священника — повенчать человека со Христом в таинстве крещения и отойти в сторону. Он не должен заслонять от человека Жениха, но быть другом Жениха. А постигать Бога человек призван самостоятельно и разными способами. Пути познания глубин Бога у каждого человека свои. Кто-то приобщается к Господу через красоту храмовой архитектуры, красоту богослужебного пения, красоту богослужебных одежд, которые для священника как ярмо — средство смирения; кто-то через красоту природы или как-то еще. Но небесную реальность подчас невозможно выразить земными средствами. Весь земной мир — это как бы проповедь иного мира. Цель жизни – Царство Небесное, и думать о нем необходимо день и ночь. Мы же судим о нем отвлеченно или не думаем вообще. Кто-то 30 лет слушает Баха каждый день, и никак не может его понять. Кто-то каждый день читает акафисты или каноны на всякие случаи жизни и при этом чувствует себя, как «рыба безгласная». Если мы осознаем свою невозможность понять Бога — мы уже на правильном пути. Можно ли ночью со свечкой, склонившись над океаном, понять, каков он — океан? Очевидно, нет. Наши чувства постоянно нуждаются в подогреве. Но если хотя бы однажды мы испытаем умиротворение от молитвы, от богослужения, от созерцания природы или чего-то еще, только тогда мы станем христианами.
Наши поиски Христа часто ведут в тупик, потому что мы ищем ответ на вопрос «Как к Нему идти?» вместо того, чтобы ощущать Его каждую минуту нашей жизни. Если мы предлагаем взамен живой жизни что-либо мертвое, то Бог разрушает это. Найти Христа можно только через покаяние, добрые дела и прощение. Последнее становится настолько очевидно, если посмотреть на любую семью. В ней Бог соединяет самых неподходящих людей и смотрит именно на тебя, как ты будешь себя вести. Каждую секунду мы балансируем на грани добра и зла. И сделать единственно правильное помогает постоянное чтение Евангелие и обращение за помощью к Богу, ведь мы часто надеемся только на свои немощные силы.
Разговор владыки с православной аудиторией состоялся доверительный и простой. Вопросы слушателей касались причин разобщения современной православной общины, патриотизма христианина и др. Эти и др. вопросы будут рассмотрены на следующих встречах проекта «12 пастырских бесед по вопросам веры» в библиотеке Скорбященского женского монастыря.
Скорбященский женский монастырь