«Храм Божий – это ступень по восхождению нас в Храм Небесный»
4 декабря, в день празднования Введения во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, по окончании Божественной Литургии в Свято-Введенском приделе храма во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова города Верхней Салды, Преосвященнейший Евгений, епископ Нижнетагильский и Невьянский, обратился к духовенству и прихожанам с архипастырским словом.
«Сегодня большой праздник – Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Мы почитаем Божию Матерь, которой, когда ее привели в Храм, исполнилось всего лишь три годика. Сегодня дети причащались в храме совсем маленькие. Есть в храме ребёнок, которому три и четыре годика. Так и сегодня все верующие, православные люди эту девочку, Божию Матерь, и то, что с ней происходило, вспоминают. Девочку прославляют, а то, что произошло — об этом размышляют.
А что произошло? Родители, которые ждали долгие годы, почти всю жизнь, ждали чтобы у них было продолжение рода. Но не рождались дети. Господь посылает им ребенка. Они до трехлетнего возраста в доме своем растят, с ней живут, а по исполнению трехлетнего возраста приводят ее Храм, чтобы оставить ее там. Что должно переживать сердце материнское, отцовское, когда желанного, дорогого, любимого ребенка, не так, как сейчас — сдали в детдом и живут в своих страстях, а люди, которые любили самой большой человеческой любовью, отдают Богу того, кого от Бога получили. И этот ребенок — Мария — взбегает по лестницам Храма. Ее вводят в Храм. Это как весной в вспаханную землю бросается семя. Семечко маленькое, его съесть — не наешься, его красоту не увидишь. Оно бросается в землю, закапывается. Мы прощаемся с ним не для того, чтобы оно там сгнило, а чтобы оно там в полной мере возросло. И Дева Мария начинает возрастать. Она девять лет живет в храме — до двенадцатилетнего возраста. А потом боголюбивый человек Иосиф – ее родственник принимает ее в свой дом. Она живет в том доме, взрастает для того, чтобы принять в себя Бога.
О чем хочется сказать? Все люди, которые окружают Деву Марию: ее родители-богоотцы – Иоаким и Анна, священник Захария, отец Иоанна Крестителя, которые встречают ее на ступенях Храма, служители Храма, Иосиф Обручник, — вот эти все люди делают поступки, которые не соотносятся ни с чем человеческим. Родители сначала долго ждут, а потом отдают своего ребенка в Храм. Первосвященник стоит в Храме, встречает девочку. Он вводит ее в Храм, в алтарь – Святая Святых. Он оставляет ее там. Если бы кто-то это сделал, то Захария бы изгнал и этого человека, и этого ребенка из Храма за это святотатство, но все находятся под действием Божественной Благодати. У Святых Отцов есть такое выражение, что Захария находился в Божественном Исступлении. Исступление — это значит, что он притупил все свое человеческое размышление, и всецело предался Духу Божиему, который действовал в нем. Иосиф Обручник принимает двенадцатилетнюю Девицу – отроковицу Марию. Принимает ее как обручник – человек, которому она обручена, но он хранит ее девство, хранит ее чистоту, с тем, чтобы потом принять от нее самого Иисуса. Эти все люди, которые действуют не по своему разумению, не от ветра в своей голове, а действуют от явных веяний, внушений Божией Благодати. Они совершают Промысел Божий. Каждый из них не задумывался, что совершает что-то великое. А мы их вспоминаем, их благодарим за их послушание Божией воле. И все события, которые сегодня вспоминаем, они связаны с Божией Матерью, со святыней Божиего Храма.
Мы могли бы порассуждать, что Иоаким и Анна могли привести Марию в какое-то другое хорошее место. В какое? В какую-нибудь тихую деревню, где живут родственники. Воспитывать ее в благочестии, в вере. Да, могли. Но не приводят никуда, кроме Храма Божиего. Потому что здесь — центр жизни. Дева Мария здесь воспитывается. Ее Сын – Иисус Христос приходит именно в Храм на собрание верующих, молящихся людей, показывая значение важности храма в нашей жизни. Это избранники Божии, которым Господь судил стать орудиями Промысла Божиего. Чтобы Дева Мария родилась и воспитывалась при их участии. Все они стремились к Храму Божиему. Как псалмопевец-Давид говорит, что жаждущий олень, который стремится к источнику воды, он своим стремлением может снести любого. Потому что он стремится к источнику воды. Его душа так стремится к Богу, к храму, к святыне. Для нас это и урок, и наставление, и обличение.
Стремится ли наша душа к Храму Божиему так, как у пророка Давида? Так, как у Иоакима и Анны? Так, как у священника Захария? Стремится ли? Здесь источник воды, здесь действе Божией благодати и Божиего промысла. Когда мы входим под сень Храма Божиего, то Господь, как Он людьми управлял для спасения человечества, Он начинает управлять нами, нашими мыслями, нашими страстями, нашими стремлениями, нашими обидами, нашими пороками и нашими добродетелями. Управлять так, чтобы добро возрастало от действия этой Божественной благодати, а злое из нашей жизни уходило, и мы постепенно входили в орбиту тех святых людей, которые собирались вокруг Храма Божиего. В первую очередь, вокруг Пресвятой Богородицы и тех, кто изображен на иконе сегодняшнего праздника.
Мы снова и снова удивляемся не только тому, что было две тысячи лет тому назад, но и тому, что было десять, двенадцать лет назад в этом храме. Потому как на месте пустом, где не было камня на камне, стоял только памятник, сегодня сияет удивительный храм. Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова, с приделом, освященном в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Это чудо, которое мы не осознаем, но мы в нем находимся. Мы должны быть благодарны за это чудо, и за те волны благодати, которые сегодня посетили, освятили, согрели нас с вами. Эта большая радость, это большой залог нашей жизни.
Что хотелось бы в этот день пожелать? Божия Матерь, когда вошла в Храм, она в нем находилась, училась, училась святыни. Ее учителями были ангелы. Мы знаем, что там, где она находилась, ей являлись ангелы. И это было обычным явлением, таким же обычным, как сегодня является для нас явление людей перед нашими глазами. Они ее учили, они с ней беседовали, они ее питали. Но она сама тоже училась, читала Священное Писание. Вот когда мы в храм приходим, нам живые ангелы не являются, но Божие Действие здесь все равно свершается незримо, но очень явно. Давайте будем приходить в Храм Божий не только когда прижмет, но и тогда, когда Господь нас ждет. А Он нас ждет каждый воскресный, каждый праздничный день и любой день нашей с вами жизни. Когда закончится наша жизнь, то перейдем в другое место. Перейдем в те места, где кроме Бога нет ничего, Бога и Божиего Храма. Что удивительно, что в Царстве Небесном все – это один Божий Храм. И те люди, которые здесь, на земле, не вошли в Божий Храм следом за Божией Матерью, те люди, которые не полюбили в нем святыню, тишину, радость, славословие, когда они окажутся в том Небесном Храме, им там будет плохо, непривычно. Больно, как бывает больно человеку, который одел новые, не своего размера ботинки, вроде красивые, вроде хорошие, но ходить в них невозможно, потому что они жмут, натирают. Вот так и этим людям будет жать и натирать, предоставлять боль и будет невыносимо та Слава, которую Господь в Царстве Небесном уготовил. И они вынуждены будут выйти из этого Храма. Выйти куда? Сами знаете куда. Туда, где плач, мрак и скрежет зубов. Храм Божий – это ступень по восхождению нас в Храм Небесный. Дай Бог нам на этой ступени стоять, подниматься выше, как Божия Матерь, и восходить изо дня в день, от утра к вечеру, от года в год в этот небесный Храм Божий».