«Говори, мама, говори…»
Мартовское заседание литературной гостиной «Беседа с собственным сердцем» было посвящено чтению и обсуждению произведений русских советских писателей о матери. Мы выбрали рассказы Валентина Распутина «Мама куда-то ушла», Евгения Носова «Домой за матерью», Бориса Екимова «Говори, мама, говори» и Ольги Фатеевой «Родительский дом».
Рассказ Распутина начинается с пробуждения маленького мальчика. Утро ребенка всегда начиналось с материнской улыбки, но сегодня в ответ он слышит лишь «сомкнувшуюся тишину». Мальчик начинает размышлять, что если он сейчас поиграет, то мама придет. Он берет свою любимую игрушку, одноногого зайца, и требует от него ответа на вопрос «где мама?». Не получив желаемого, он начинает злиться и пинать игрушку. Но почувствовав, что заяц плачет, ребенок чувствует свою вину, ему становится стыдно: ведь он совсем забыл, что заяц всего лишь игрушка.
В рассказе не поясняется, куда ушла мама и что с ней случилось. Но это и неважно в этой ситуации, говорили участники обсуждения. Важно, как писатель верно передает всю гамму чувств маленького человека. Радость после пробуждения, удивление, испуг, страх, успокоение, отчаяние, злость, стыд, вина за плохой поступок – какая яркая картина переживаний. И как важно для ребенка присутствие рядом матери, отмечали наши гости, вспоминая подобные случаи из своей жизни.
Надежда подчеркнула интересную деталь – мальчик не дал отцу пришить зайцу оторванную лапу, потому что одноногую игрушку можно любить ещё больше – у ребенка развивается чувство сострадания. Лидия увидела в рассказе обобщённость образа мальчика: писатель не наделил его именем. Алевтина отметила, что ребенок впервые встретился с одиночеством. Одиночество – спутник человека на жизненном пути. Елена привела пример взрослого человека, страдающего от этого неприятного чувства. Татьяна добавила, что взрослые к детским страхам и слезам относятся легко, но ведь ребенок переживает точно так также, как и взрослый человек.
Это произведение никого из присутствующих не оставило равнодушным. Каждый вспомнил моменты в своей жизни, когда первый раз его охватил страх одиночества. Главное в рассказе – тесная связь с матерью: мама ушла – и для ребенка рушится привычный мир.
Елена подвела итог: «Рассказ с глубоким смыслом и трепетными чувствами. И как часто в небольших по объему произведениях кроются важные истины».
«Домой за матерью» Носова – рассказ о поездке шахтёра из Воркуты в Орловскую область за матерью с целью забрать её к себе сидеть с детьми, чтобы жена не бросала работу. В поезде ему повстречалась старушка, которая моталась между своими детьми – то с внуками нянчиться, то прописаться, чтобы сын получил квартиру побольше. Но когда она постарела, взрослые дети стараются избавиться от неё, перебрасывая её от одного к другому.
Мать была нужна и дочери, и сыновьям, пока была в силе, рассуждали участники встречи. Когда же дожила до преклонных лет, стала всем мешать. Такое потребительское отношение детей к родной матери. Сейчас мало многодетных семей, но порой бывает, что и один взрослый сын или дочь используют мать для воспитания своих детей, отправляя их к бабушке на постоянное проживание. А сами, устраняясь от родительских обязанностей,
ещё и предъявляют претензии к матери о плохом воспитании внуков. Такие случаи бывают, говорили наши слушатели. «История повторяется, но только на другом, более современном уровне», — сделала заключение Татьяна.
Рассказ Екимова «Говори, мама, говори» повествует о старой Катерине, одиноко живущей на умирающем донском хуторе. Дети купили ей мобильный телефон. Каждое утро дочь звонит и кратко говорит: «Мама! Как дела? Здорова? Проблемы есть? Нет? Целую. Пока». А матери хочется поговорить подольше, поделиться деревенскими новостями, рассказать, что у неё болит, какой странный сон приснился. Но ей объяснили, что долго разговаривать по «мобиле» дорого: тариф. Так и живет Катерина – некому пожаловаться, некому доверить мысли свои, рассуждает сама с собой.
Алевтина указала на сходство рассказа с первым произведением «Мама куда- ушла»: если в распутинском рассказе от одиночества страдает ребенок, то здесь мы видим страдающую от одиночества старую женщину. «В настоящее время, — говорила Елена, — одиночество стариков – целая проблема. Зачастую пожилому человеку не хватает в жизни только одного – общения с близкими».
Фантастический рассказ современной писательницы Ольги Фатеевой «Родительский дом» переносит читателя в будущее, где дети могут менять себе родителей. Между матерью и подростком-дочерью отношения не заладились с начала беременности. Обе всю жизнь недовольны друг другом, постоянно предъявляя претензии. Дочь требует от матери поехать в так называемый «родительский дом», где она выберет себе другую мать, а родную оставит там, может быть, навсегда.
Рассказ заставил нас серьезно задуматься. Дети в данном случае имеют право поменять родителей. А у взрослых таких прав нет: они лишь выполняют требования детей. Их, оставленных, могут выбрать другие дети, а может статься, что никто не выберет. Кроме того, оставленные родители должны сдавать тесты, экзамены, чтобы понравиться другим детям. Здесь налицо верховенство детей над родителями. И если права ребенка поставить во главу угла, то в будущем общество может прийти к варианту обсуждаемого рассказа. По большому счету, рассуждали посетители гостиной, здесь речь идет об оскудении любви, которое и ожидает человечество в будущем. Такие непростые мысли вызвало у нас это небольшое произведение.
Весеннее заседание литературной гостиной заставило задуматься над сложными житейскими и общественными проблемами.