Господь учит нас хранить свободу

9 июля в трапезной Казанского мужского монастыря состоялась очередная встреча участников Библейского кружка. В этот раз иерей Виталий Ярмулик предложил слушателям разобрать тему об исцелении бесноватых в Гадаринской стране (восточный берег Галилейского озера). Три Евангелиста упомянули данный случай – Матфей, Марк и Лука, описав его с разных сторон, дополняя друг друга.

Вот что повествует одно из рассмотренных толкований блаженного Феофилакта Болгарского:


«И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые…» (Мф.8:28).

В то время как находящиеся в корабле недоумевают: откуда этот Человек, что и ветры, и море повинуются Ему? – проповедниками являются демоны. Евангелисты Марк и Лука говорят об одном больном, имевшем легион бесов, потому что один из этих больных был страшнее другого. Господь Сам подошел к ним, так как никто не осмеливался привести их.


«…вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем» (Мф.8:28).

Демоны жили в гробах, желая внушить людям мысль, что души умерших делаются демонами. Но пусть никто не думает этого, потому что душа, выйдя из тела, не блуждает в этом мире, но души праведных – в руце Божией; что же касается душ грешных, то и они уводятся отсюда, как, например, душа богатого.


«И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф.8:29).

Вот, провозглашают Его Сыном Божиим после того, как раньше обнаружили вражду к Нему. Мучением они считают то, что им не позволили вредить людям; слова же «прежде времени» понимай в том смысле, что демоны думали, будто Христос, не вынеся слишком сильной злобы их, не выждет времени наказания, чего в действительности нет, ибо им до кончины века позволено бороться с нами.


«Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное» (Мф.8:30-32). 

Демоны стремятся, погубив свиней, опечалить владельцев их, чтоб они не приняли Христа. Христос же уступает демонам, показывая, какую злобу они имеют против людей, и если бы они имели власть и не встречали препятствий, то с нами они поступили бы хуже, чем со свиньями. Он охраняет бесноватых, чтоб они сами не умертвили себя.


«И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали, и, придя в город, рассказали обо всём и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их» (Мф.8:33-34). 

Жалость к погибшим свиньям одержала у них верх над естественным, казалось бы, чувством благодарности Господу за чудесное избавление их страны от страшного бесноватого, и они просили Господа уйти от них. Каково неразумие этих людей, которые не желают иметь в своих пределах Того, Кто явился разрушить дела диавола! Вопреки обычному запрещению Господа разглашать о совершаемых Им чудесах, на этот раз Господь наоборот велит исцеленному бесноватому возвратиться в свой дом и «рассказать, что сотворил ему Бог».

Прочитав отрывки из Евангелия участники Библейского кружка решили узнать, что же такое беснование: перебирали формы беснования, одержимости пытались понять отличается ли беснование от психических заболеваний.

Иерей Виталий Ярмулик, руководитель Библейского кружка, разобрал слова «беснование» и «одержимость» – бес одержал победу над душой. Когда это возможно?

Не укрепляя себя в таинствах, молитве, в посте, в стремлении к Богу – отдаляемся от него и снова становимся вместилищем нечистых духов… Господь позволяет этому происходить, ведь Он дал нам свободную волю. Бесы одержали победу и теперь человек в их власти. Есть кукла – марионетка – её за верёвочки дёргают, и она выполняет все приказы кукловода. Сосуд, который должен стать вместилищем Святого Духа, становится вместилищем бесов, там не только легион, там целая армия может поселиться.

В чуде исцеления Гадаринского бесноватого можно видеть образ Божественного посещения Господом нашей души. Одно появление Его часто освобождает её от легиона страстей и от влияния злого духа. С другой стороны, лишение некоторых земных благ — часто нечистых и незаконно приобретённых — вместо покорности Промыслу Божию, вызывает во многих сожаление о потерянном и отгоняет от человека благодать Божию.

Господь учит нас хранить свободу, а свободу может сохранить только рассудительный человек. Человеку с помрачённым умом скажут сделать что-нибудь плохое, он сделает, не понимая, что с ним происходит, и такой человек не может быть свободен. А Господь свободу хранит, и эту свободу можно получить через покаяние — избавление от зависимости греху. Таинства Церкви, в которых необходимо регулярно участвовать верующему, спасают нас от рабства греху и ведут к вечной жизни, спасению.

Новости, Новости епархии | 10 июля 2019

Вам может быть интересно: