Епископ Феодосий возглавил богослужение Преблагословенной субботы
1 мая 2021 года, в Великую и Преблагословенную субботу Страстной седмицы, Преосвященный Феодосий, епископ Нижнетагильский и Невьянский, совершил Великую вечерню в соединении с Божественной Литургией святителя Василия Великого в Свято-Троицком кафедральном соборе Нижнего Тагила.
В Великую субботу Православная Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его пречистого тела во гробе, сошествие душой во ад, победу Спасителя над смертью и избавление душ праведников, с верой ожидавших Его пришествия.
Богослужение Преблагословенной Субботы уникально, как по наполнению богословским содержанием, так и по своей структуре. Начинается оно Великой вечерней, которая переходит в Литургию святителя Василия Великого. Читаются ветхозаветные пророчества о Воскресении Христовом. Вместо Трисвятого звучит пение стиха из послания апостола Павла к Галатам: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» – «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27), – поскольку именно в этот день в древней Церкви совершали таинство Крещения над оглашенными. Читается Апостол, в котором раскрывается значение и таинственная сила Крещения (Рим. 6:3–11). Чтением Апостола как бы заканчивается день субботний, посвященный погребению Спасителя.
Перед евангельским чтением торжественно поется гимн «Воскресни, Боже, суди земли». Во время исполнения этого песнопения священнослужители меняют темные великопостные облачения на белые – праздничные. Убранство храма также становится пасхальным. Переоблачение священнослужителей напоминает о том, как в древности после чтения паримий Великой субботы в храм входили новокрещеные в белых одеждах, а также указывает символически на ангелов, благовествовавших о Воскресении Христовом.
Читается Евангелие (Мф. 28:1-20), повествующее о событиях Воскресения Спасителя.
Херувимская песнь заменяется текстом, который мы слышим лишь один раз в год: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет; Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими, и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе, и вопиюще песнь: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя».