Епископ Евгений возглавил Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе
3 ноября 2019 года, в Неделю 20-ую по Пятидесятнице, день памяти священномученика Аркадия, епископа Екатеринбургского, Преосвященнейший Евгений, епископ Нижнетагильский и Невьянский, совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе Нижнего Тагила.
Преосвященнейшему Владыке за воскресным богослужением сослужило духовенство собора, во главе с настоятелем иереем Григорием Елохиным.
Проповедь по запричастном стихе произнёс иерей Григорий Елохин.
В прочитанном за Литургией отрывке из Евангелия содержалась притча о человеке богатом и нищем Лазаре, которою Господь поучает, что благоденствующие на земле, каковы, например, наделенные богатством, если живут в забвении Бога и нуждающихся ближних, будут страдать после смерти, а страждущие на земле, каковы, например, бедные и болезненные, если благодушно терпят бедность и болезнь, будут блаженствовать в загробной жизни (Лк. 16:19–31. Зач 83).
Притча о богаче и Лазаре весьма многогранна, она побуждает нас задуматься о смысле и цели жизни, о суде Божием и суде человеческом, о вере и праздном любопытстве видеть внешние чудеса, о невозможности покаяния после смерти и о посмертных страданиях.
В чем же состоял грех богача, его вина, за которую он столь нечаянно попал в ад? В Евангелии сказано, что он был богат; но, без сомнения, не богатство было причиной столь ужасного мучения, которое испытывал богач в аду. В Священном Писании мы знаем немало людей состоятельных (например, Авраам, Иов, Иосиф Аримафейский), которые по своему милосердию были радостью и благословением для других.
Далее в притче говорится, что богач каждый день пировал блистательно, дословный перевод с греческого текста: «веселящийся каждый день светло». Греческий глагол «веселящийся» имеет еще и значение «наслаждаться собой». Веселье богатого приносило эгоистическое удовольствие исключительно его телу, чреву и его греховным желаниям, не давая место истинной радости, в которой содержится свойство настоящей любви – отдавать часть этой радости другому. Он был жестокосердным и немилосердным к бедным, а его богатство застилало в сознании самый главный вопрос о том, для чего он живет, как он будет умирать и что будет потом? Вот за это-то жестокосердие и немилосердие богач и был послан после смерти в ад.
А у самых ворот его дома лежал нищий по имени Лазарь, весь покрытый струпьями. Имя «Лазарь» буквально значит «Божия помощь», т.е. здесь символически указывается на то, что этот нищий, всеми оставленный, искренно надеялся только на Бога. От богатой трапезы ему ничего не давали, поскольку сказано, что он «желал напитаться крошками … со стола богача» (ст. 21). Он не озлобился и не ожесточился в своем убожестве, как это часто мы наблюдаем в повседневной жизни, а за свое злострадание, безропотное терпение, за свою честную бедность и лишения удостоен был лона Авраамова, вечного успокоения и блаженства.
«Не спасет нас бедность, и не погубит нас богатство как таковые», — пишет митрополит Антоний Сурожский.
Мы видим, что богатство и бедность, здравие и болезни, веселье и скорби – все здешнее скоро проходит и исчезает, но дела людей, их пороки и добродетели не умирают, но переходят вместе с ними в вечность, и там или оправдают, или осудят их пред Судьей всех помышлений и дел человеческих и или введут их в рай, или повергнут в бездны ада, откуда выхода никогда не будет.