Епископ Евгений совершил вечернее богослужение в канун празднования Успения Пресвятой Богородицы
27 августа 2019 года, в канун празднования Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Преосвященнейший Евгений, епископ Нижнетагильский и Невьянский, совершил Всенощное бдение в Скорбященском женском монастыре.
За вечерним богослужением Архипастырю сослужили клирики Скорбященского женского монастыря.
После малого входа были прочитаны паремии, посвященные Богородице. В них говорилось о таинственной лествице, виденной патриархом Иаковом, о видении пророком Иезекиилем затворенной восточной двери храма и о доме и трапезе Премудрости. Сама Богородительница стала той лествицей, которая возводит к Богу.
После паремий и просительной ектении была совершена лития, во время которой епископ Евгений благословил и освятил хлеба, вино и елей. Пять хлебов благословляются в воспоминание насыщения Спасителем пяти тысяч людей пятью хлебами.
В завершении утрени из алтаря на середину храма духовенством была вынесена плащаница Пресвятой Богородицы.
За богослужением Владыка Евгений обратился к молящимся с архипастырским словом, поздравил всех присутствующих с праздником и преподал всем благословение.
«Поздравляем друг друга с праздником! С тем, что сегодня мы в доме Божием, доме Пресвятой Богородицы, и мы сегодня соучаствуем в её преславном Успении. Только что мы слышали отрывок из Евангелия, который именуется еще Песнью Пресвятой Богородицы — слова, которые Божия Матерь произнесла тогда, когда под сердцем носила Слово Божие. Вы помните эти слова? «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем. Яко призре на смирение рабы Своея, се бо от ныне ублажат Мя вси роди». Эти слова произнесены не умом человеческим, а произнесены Духом Святым. В них пророчество о самой Матери Божией, о её житии и о её успении.
Она говорила о том, что в ней происходит. Что было в сердце Божией Матери. Она думала о том, что поесть, что попить? Какое образование получить, какую работу сделать? Нет. С детства, когда еще была трёхлетней отроковицей, Божия Матерь была введена в Храм Божий, и предание церковное говорит о том, что она встретилась там с Тем, с Кем никто из людей в жизни не встречался — она встретила там Самого Бога. Она жила в благодати Божией, в Духе Святом. Её питали ангелы, она беседовала с ними. Что может желать человек, ребенок, который растет, беседуя с ангелами? Будет ли он желать дворцов каких-то? Славы человеческой? Или он будет желать какой-то карьеры? Он желает только одного — чтобы душа была с Господом и возвеличивала Его.
Вся юность Божией Матери прошла в доме Божием. Когда настало время ей покинуть его — она покинула его, но физически, но в сердце своем она была прилеплена к святыне Божиего Храма. Буквально спустя небольшое время она сама стала святыней Божиего Храма, потому что когда она приняла от Духа Святого Сына Божия, то она носила Его под сердцем. Как Храм хранил в себе главные святыни народа израильского, так Божия Матерь сама стала храмом, в который вошла главная Святыня всего мира — Сам Бог.
Господь родился, но Божия Матерь продолжила хранить эту святыню, воспитывать своего Богомладенца, не расставаясь со святыней Божества. Когда Господа судили, распинали, когда Он испустил Свой Дух на Кресте, Пресвятая Богородица и здесь не отлучалась от Святыни, не отлучалась от служения Богу и Сыну своему. Когда же Он вознесся на небо, она жила всецело ожиданием. нет, не ожиданием того, что она вновь будет жить во Иерусалимском Храме, и не в ожидании каких-то новых событий. Она жила только ожиданием встречи со своим Сыном и Богом.
В сегодняшний день, день Успения Пресвятой Богородицы, это событие наступило. Не могла Божия Матерь жить на земле вечно, как и не мог её Сын — Богочеловек Иисус Христос — жить на земле вечно как человек. Иной был замысел Божий о человеке и о человечестве. Господь, по прошествии тридцати трёх лет жизни, пройдя крестные страдания, воскресает и возносится на небеса, освящая род человеческий и разрушая ад. И Матерь Божия, которая с детства была всецело соединена со святыней Божества, оканчивая свой земной путь по естеству, сердце ее останавливается, но, по благодати Божией, она не нисходит во ад, и тело ее — храм Божий, не разрушается, не становится прахом земным, но Господь устрояет так, чему мы сегодня удивляемся, что мы сегодня празднуем, и что мы сегодня переживаем. Господь приходит Сам, спускается с небес, окружённый Ангелами, принимает на руки младенческую чистую душу Своей Матери и возносит её в Свою Славу. А потом, спустя три дня, возносит её тело и воссоединяет его с душою и вселяет Матерь Свою; носительницу, хранительницу, любительницу святыни вселяет в Дом Своего Божества, в тот Храм будущего века, к которому всю жизнь стремилась ее душа.
А то, что мы находимся рядом с этой тайной, даёт нам надежду быть причастными не только к воспоминанию, но и быть причастными к этому Таинству — Таинству вознесения Божией Матери на небеса».
Также епископ Евгений, во внимание к трудам во благо Церкви, наградил медалью праведного Симеона Верхотурского клирика Скорбященского монастыря иерея Евгений Самойлова.