Епископ Евгений: «Если мы с Богом, то не страшно ни болеть, ни печалиться, ни плакать»
28 марта 2020 года — суббота 4-й седмицы святой Четыредесятницы, великопостное поминовение усопших. В этот день Преосвященнейший Евгений, епископ Нижнетагильский и Невьянский, совершил Божественную Литургию в единоверческом храме во имя Архангела Михаила в городе Верхний Тагил. По окончании богослужения Архипастырь обратился к духовенству и прихожанам со словом:
«Сегодня день Божией милости! Мы в храме, мы в Церкви, мы с Богом. Мы обращаемся к Богу, становимся причастниками Его Тела и Крови, причастниками спасения. И сегодня вспоминаем людей, которых нет на этой земле, которые уже перед Богом стоят. Для нас это большое утешение.
Сегодня мы услышали Евангелие. Нам напомнили о том, как Господь наш встретил человека, который был глух и нем, и от прикосновения Господня к этому человеку отверзлись его уста и открылся его слух. Слух для слышания слова Божия. Первые слова, которые он услышал, это было слово Божие, изошедшее из уст Иисусовых. И открылись его уста для того, чтобы он чтобы славословил, произносил слово Божие и хвалил, благодарил Бога. Вот так случается тогда, когда Господь прикасается к человеку, желающему слышать Его и славословить.
Бывают прикосновения Божии другие. Когда мы читаем книгу Исхода, мы вспоминаем о том, как Господь прикасался к непокоримому строптивому народу страны Египетской. Господь через Своего угодника Моисея обращается к фараону и говорит: «Отпусти Моих людей, чтобы они принесли жертву Богу, чтобы они принесли славословие Богу, чтобы они были с Богом». А фараон говорит: «Нет, не отпущу, пусть работают». Тогда Господь посылает другие прикосновения. Он посылает то, что мы называем казнями египетскими. И вода портится в их источниках. И всё восстаёт: и мухи, и саранча, и заразы, и болезни. Вот такое прикосновение Божие к непокоримому народу. Не для того, чтобы этот народ изничтожить и убить, а для того, чтобы его вразумить, вразумить этот народ. Очень дорогими являются слова откровения Божия, которое Моисей даёт своему народу израильскому уже после исхода, уже после 40-летнего путешествия по пустыне. Господь через Моисея говорит народу израильскому в книге Второзакония о разных народах, об моавитянах, малекитянах и прочих народностях. Те, которые встречались с пренебрежением и воевали против израильтян — пусть они будут уничтожены. Но когда доходит дело до египетского народа, вот тогда Господь говорит: а египетского народа не трогай, не уничижай и накорми его, потому что ты был пришельцем и народ принял тебя.
Господь не говорит, что фараон и его рабы гнали тебя, что они унижали тебя, что Я их наказывал этими наказаниями. Господь вспоминает, предлагает, призывает израильтян вспомнить это гостеприимство египетского народа. То, что вы жили среди них, то, что этот народ сохранил вас от смерти и поэтому вы сохраняйте и милуйте их. Вот такой суд Божий. Господь сначала наказывает народ египетский языческий, а потом через израильтян его милует. Это образ, который Господь обращает к нам и простирает его на всё человечество. Господь не говорит, что эти люди хорошие, а эти плохие, эти народы достойны жить, а эти не достойны жить. Он говорит о том, что тот народ, который способен творить добро и который это добро сотворил, народ, который способен славословить Бога и славословил, этот народ достоин милости, прощения и благословения Божия в разной степени. То благословение, которое было у израильского народа, полное благословение, полная благодать, и то благословение, которое дано народу египетскому в том, что израильтяне должны его миловать. Они разные, но это благословение. И то благословение, которое Господь сегодня посылает всем нам, всем народам в виде язв, в виде болезней — это тоже благословение. Благословение для того, чтобы остановить человечество в том безумии, в котором оно пребывает. Человечество стало глухим и немым. Глухим для слышания слова Божия и немым для Его славословия. А что делает человечество? Срамно, как говорит апостол, об этом и глаголати, что живет, чего ищет и к чему стремится. И Господь милостивой рукой посылает благословение в виде казней, наказания людям не для того, чтобы их умучить, а для того, чтобы их пробудить, для того, чтобы слух отверзся человеческий, чтобы люди пожелали слышать слово Божие, чтобы отверзлись их уста, и вместо срамных глаголов люди пожелали просить у Бога хотя бы себе здоровье, просить у Бога милости своим детям страдающим или тем людям, которые рядом находятся, чтобы отверзлись уста у человечества и отверзлись уши к слышанию слова Божия. Слово Божие, которое предрекало всё это. Можно читать почти любую книгу Священного Писания и там всегда об этом идёт речь. О том, что если вы будете соблюдать закон, если вы будете жить в повелениях Божиих, то будет благословение Божие. Если вы будете презирать, если вы будете отступать, если люди будут переступать законы Божии, то будут вам болезни, будут вам печали, будет вам наказание, вразумление. И мы сегодня его видим. У человека верующего нет сомнения, что Господь, сотворивший всю Вселенную, нашу Землю, жизнь, даровавшую ей человека — премудр и силен, Он силен сделать всё, в одно мгновение, не придумывать вакцин или каких-то других средств, Он готов просто, одним Словом, сделать всё, чтобы все были здоровыми. Но Господь видит внутреннюю духовную болезнь человечества и то, что сегодня происходит вокруг нас, этим старается исцелить, если мы способны исцелиться. Если мы способны, когда у нас развяжется язык, откроется слух, слышать слово Божие и желать Его славословить.
Сегодня мы славословили Бога, сегодня мы поминали людей усопших. Великим постом по субботам совершается поминовение усопших. В этом еще одно чудо, ещё одна красота и сила Церкви открывается в том, что Церковь — это не то, что здесь на земле в этом городе построено несколько лет назад, освящено и мы здесь собираемся. Церковь — это то, что простирается в вечности. В Церкви нет людей усопших, мертвых и нет живых. Это один организм. Просто живые пребывают здесь на этой земле, а люди, которые отошли ко Господу, пребывают на другой земле, на новой земле, уже перед Господом, перед лицом Божиим. Это одно целое. Но нам не страшно.
Если мы с Богом, то не страшно ни болеть, ни печалиться, ни плакать. Не страшно жить, не страшно умирать, потому что мы понимаем, что во всём этом присутствуют наш любящий Господь. Если кто-то забыл это, то в дни Великого поста или в дни каких-то печалей и болезней, добро и хорошо нам вспоминать о благости нашего Господа, о том, что надо любить Его здесь на земле, слышать Его, слушать Его, славословить Его. Для этого нам жизнь дана, для этого наш слух и уста, чтобы быть с Ним связанными такими узами любви, которые изгоняют всякий страх.
Там, где есть любовь, там нет страха. Человек, когда живёт связанный такими узами любви, ему не страшно ни жить, ни умереть, ни перейти, чтобы предстать перед лицом нашего Господа. Вот об этом наш Великий пост, об этом сегодняшние дни, об этом наша жизнь, наша проповедь христиан, крещеных людей. Мы молимся об усопших — они рядом с нами. Мы молимся о живых — они рядом с нами. Мы живем и понимаем, что наши усопшие взирают на нас, видят, как мы живем. Если мы живём худо — стыдно нам, горе нам.
Хочется пожелать, чтобы этот Великий пост и события, которые нас сейчас окружают, чтобы они раскрыли не то, за что нам будет стыдно: наше малодушие, нашу боязнь, наше маловерие. А раскрыли то, что в нас сеяли наши родители, наши учителя, пастыри, Господь через Священное Писание, чтобы взошло изобильное свидетельство веры, веры Богу, любви Богу, любви к людям. Дай Бог нам во все дни в изобилии и в скудости, во здравии и в болезнях быть настоящими цельными крепкими христианами, жить в Церкви и перейти из жизни временной в жизнь вечную.
Спаси Господь вас всех и помилуй. Хочется поблагодарить вас за утешение, которое даруете, когда мы бываем здесь, когда встречаемся с вами, утешение, которое мы получаем, видя ваше хранение уставов, обычаев, традиций, хранение вашего сердца. Большая радость. Благодарим вас и родителей поминаем, воспитавших, взрастивших вас. Спаси Господи!»