Икона Божией Матери «Знамение» Верхнетагильская

Икона свт. Арсения Элассонского с частицей мощей

Ковчег с частицей мощей благоверных Петра и Февронии


 

Икона Божией Матери «Знамение» Верхнетагильская

 

 

Чудотворная икона Божией Матери «Знамение» находится в Знаменском храме г. Верхнего Тагила (как повествует предание – со времени его открытия в 1753 году). Образ очень почитаем среди православных верующих Среднего Урала. Чтимый чудотворный образ Божией Матери помещен у левого клироса, на аналое, под стеклом. Икона украшена многочисленными драгоценными дарами от получивших исцеление по молитвам ко Пресвятой Богородице благодарных верующих.
Иконографическое изображение Богоматери – Оранта (с воздетыми в молитве руками). На груди Божией Матери, в медальоне – изображение Богомладенца, Который правой рукой благословляет, а в левой держит свиток. Вверху с правой стороны от Лика Божией Матери изображение херувима, с левой – серафима. До 1922 г. икона имела серебряную позолоченную ризу с драгоценными камнями, которая была изъята и бесследно исчезла.
Место написания иконы и ее автор неизвестны. Явление ее произошло в 1709 году при следующих обстоятельствах. Для работы на горных заводах на Урал прибыли некие бурлаки. По дороге, ведущей к Невьянску, они остановились в одном монашеском скиту. Вдохновившись духовными подвигами насельников, бурлаки решили не продолжать своего пути, но остаться здесь навсегда, чтобы посвятить жизнь духовному деланию. Однако вскоре строгий монастырский устав им наскучил, и они решились на побег из монастыря. При этом бурлаки захватили все монастырское имущество, оставив лишь Образ Пресвятой Богородицы. Уже отправившись в путь, неожиданно они услышали глас от Иконы, повелевающий непременно взять Образ с собой. В противном случае их грабеж должен был быть обнаружен. Испугавшись чудесного явления, бурлаки взяли чудотворную икону, однако побоялись объявлять о ней кому-либо. По приходе в Невьянск икона была поставлена на заводскую башню. Однако чудодейственная сила, исходящая от Святого Образа, вскоре стала известна жителям завода, и икона была принесена в храм.
Святой образ, явившийся в 1709 году, находился в собственности местного жителя Саввы Медведева до 1753 года, а затем был передан им во вновь построенный Верхнетагильский Знаменский храм. Этот храм сгорел 18 мая 1861 года, однако икона Пресвятой Богородицы осталась неповрежденной в огне, и в 1876 году она была перенесена во вновь отстроенный каменный Знаменский храм, в нем она и пребывает по сей день.
Об особом почитании святого образа свидетельствуют крестные ходы, собиравшие большое количество богомольцев и совершавшиеся в течение всего лета. Крестные ходы с чудотворной иконой проходили до конца 20-х гг. ХХ в. и прекратились с установлением в краю советской власти.
С чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Верхнетагильской делалось большое число списков, наиболее почитаемыми из которых являются Быньговский список, находящийся в Никольской церкви с. Быньги Невьянского района, и Невьянский, находившийся ранее в Преображенском соборе, а теперь в Вознесенской церкви г. Невьянска.
В алтаре Верхнетагильского Знаменского храма хранится рукопись начала XX в., содержащая запись устного предания о явлении и чудесах Верхнетагильской чудотворной иконы Божией Матери «Знамение». Копия рукописи хранится в Верхнетагильском краеведческом музее.

 


 

Икона свт. Арсения Элассонского с частицей мощей

 

Арсений Элассонский родился в 1550 году. В сане епископа Элассоны и Димоника участвовал в греческом посольстве в Россию в 1586 году. Двумя годами позже епископ Арсений вновь приехал в Россию, чтобы остаться в ней навсегда.

Греческий епископ стал одним из очевидцев истории России конца XVI – начала XVII веков. Он участвовал в избрании первого русского патриарха Иова, а затем и в его низложении. Арсений Элассонский был приближенным русских царей – от Федора Иоанновича до Михаила Федоровича Романова. В Смутное время он был свидетелем кризиса российского государства и иностранного нашествия.

После падения Лжедмитрия и изгнания польских войск Арсений Элассонский торжественно встречал в Кремле с Владимирской иконой Богородицы ополчение Минина и Пожарского. Также он принимал участие в событиях, связанных с восстановлением Российского государства и восхождением на престол первого царя из династии Романовых.

Арсений Элассонский оставил после себя историческое сочинение, в котором описал обширный исторический период вплоть до конца XVI века, а также рассказал о пережитых им событиях Смутного времени.

Скончался Арсений Элассонский в 1625 году в Суздале, где занимал в последние годы жизни архиепископскую кафедру. Его почитают как местного святого во Владимиро-Суздальской епархии Русской Православной Церкви.

Житие свт. Арсения Элассонского


 

Ковчег с частицей мощей благоверных Петра и Февронии

 

 

DSCF0859-31

Ковчег с частицей мощей благоверных Петра и Февронии пребывает в монастыре по благословению Преосвященного Иннокентия с 8 июля 2013 года. Мощи доставлены из города Мурома, икона написана специально для монастыря во Владимире.

Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночество Евфросиния, Муромские чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.