Духовное сокровище
6 марта в монастырской библиотеке прошла девятая встреча со священником из духовно-просветительского цикла «Пастырские беседы по вопросам веры».
Протоиерей Сергий Седин, благочинный Южного округа настоятель Знаменского храма, г. Верхний Тагил приехал в Скорбященский монастырь, чтобы поговорить с верующими на одну из важнейших тем для любого христианина — о смирении. Именно эта беседа была особенно ожидаема многими слушателями цикла в преддверии Прощеного воскресения и Великого поста.
Все православные люди, даже новоначальные знают, что смирение одна из важнейших христианских добродетелей, и каждый молясь возносит прошения о его даровании. Но верно ли верующий понимает, когда просимое начинает осуществляться?
Читая святых отцов, особенно первых веков христианства, христианин начинает мечтать о приобретении смирения, лишь теоретически познав многие стороны духовной жизни. «Смирение — путь к Царству, небесная дверь, райский сад, трапеза сладостей, начало благ, источник благословений, упование, не посрамляющее никого из притекающих к нему«, — говорит преподобный Ефрем Сирин. И как же хочется все это почувствовать, приблизится, испытать…
Святой Иоанн Лествичник называет смирение сокровищем, хранящимся в бренных сосудах, и говорит, что никакое слово не может вполне изъяснить свойств этого духовного сокровища. Как же накапливать это сокровище? Путь к смирению достаточно долог и сложен. Это путь длиною во всю жизнь. И, конечно, это духовная работа и наполненность.
Одна из важнейших сторон смирения – принятие себя таким, какой ты есть. Чаще всего самая большая проблема для человека – быть самим собой, быть тем, кто ты есть. Человек не хочет себе признаться, что он из себя представляет в реальности, а хочет выглядеть в глазах других людей лучше, чем есть на самом деле. Кто не знает за собой такого?
Никому не хочется, чтобы знали, что он думает, что творится в его душе. И все проблемы нашего несмирения, наши обиды происходят от того, что люди замечают, какие мы есть на самом деле и как-то дают нам это понять. А мы на это обижаемся.
Главное — увидеть себя в истинном свете, понять о себе все до конца, увидеть немощи, ощутить нищету духовную, о которой говорит на Евангелие: «Блаженны нищие духом» (Мф. 5, 3). Потому что если человек считает, что он умный, то зачем ему просить у Бога ума? Он и так умный. Если человек считает себя талантливым, то зачем просить у Бога таланта? А если он считает, что у него чего-то нет, значит, он может просить это у Бога, значит, есть куда стремиться, есть, куда идти.
Распространенная картина — вместо внутренней работы христианин нередко, демонстрируя внешнее смирение, говорит всем «Спаси Господи», «Во Славу Божию», носит исключительно все черное и при этом очень любит смирять! Одна из самых легко усваиваемых «наук» – наука смирять других. Происходит это от отсутствия подражания Христу.
«Для нас есть множество образцов для смирения. Прежде всего Сам Господь Иисус Христос, Матерь Божия, все святые», — говорил на беседе отец Сергий, — «Важно эти примеры взять за основу своей жизни».
Господь учит каждого из нас быть смиренным. И просит этому научиться у Него. «Научитесь у Меня — потому что я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:28). Но при этом христианин не должен проявлять ложное смирение тогда, когда нужно действовать. Что же в таком случае принимать за смирение и нужно ли оно?
Беседа закончилась живым обсуждением различных вопросов христианской жизни, связанных с разным пониманием смирения среди верующих.
Фото и текст С. Юсуповой
Скорбященский женский монастырь
Следующая, десятая беседа состоится
27 марта в 17.00
Тема: «Нужно ли пытаться привести к Богу ближних?
Как говорить о вере с нецерковными родственниками и прочими людьми?
Почему не все люди становятся верующими?»
С вами встретится протоиерей Алексий Ермаков, настоятель храма прп. Серафима Саровского, г. Новоуральск